Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - гартман

Гартман

гартман
ГАРТМАН

ГАРТМАН

(Hartmann) Эдуард фон (1842—1906) — нем. философ. Филос. система Г., характеризуемая им как «конкретный монизм», была в основном изложена в «Философии бессознательного», а затем всесторонне представлена в целом ряде работ, завершением которых явилась «Система философии» (1906—1909) в 8 т. Филос. система Г. представляет собой динамичную метафизику, в основе которой лежит понятие бессознательного. Фундаментальная, последняя реальность, по Г., в действительности бессознательна. Единое бессознательное начало обладает двумя соотнесенными и нередуцируемыми атрибутами — волей и идеей, соответственно — двумя скоординированными функциями. Г. полагал, что осуществил синтез философии Г.В.Ф. Гегеля, Ф.В.Й. Шеллинга и А. Шопенгауэра. «Воля» Шопенгауэра (без идеи) никогда не смогла бы осуществить телеологический мировой процесс, а «идея» Гегеля (без воли) не смогла бы объективироваться в существующем мире. Разлад между двумя сторонами бессознательного абсолюта определяет и жизнь человеческого сознания. Интеллектуально-рациональная сторона противостоит волюнтаристской. Чем острее сознание, тем очевиднее для него разорванность всякого сущего, соответственно очевиднее необходимость отказа от воли к бытию и возврата в бессознательное основание всего сущего. Проявление бессознательного абсолюта как воли дает основание для пессимизма, а его проявления как идеи — для оптимизма. Оптимизм и пессимизм должны быть примирены. Принцип практической философии заключается в том, чтобы разоблачать псевдомораль, ориентированную на счастье, и превратить цели бессознательного — избавление мира от нищеты воли — в цели сознания. Эстетика Г. примыкает к эстетике нем. идеализма.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  • ГАРТМАН (Hartmann) Николай (1882-1950) немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий 1905 в России переехал в Марбург, учился у Когена и Наторпа (последнего сменил на кафедре в 1922). В 1907 стал доктором философии. С 1909 приват-доцент, с 1920 экстраординарный профессор Марбургского университета. С 1926 в Кельнском, с 1931 в Берлинском, с 1946 и до конца жизни в Геттингенском университетах. Основные работы: "Платоновская логика бытия" (1909); "Основные черты метафизики познания" (1921); "Аристотель и Гегель" (1923); "Философия немецкого идеализма" (ч. 1-2, 1923-1931); "Этика" (1926); "Проблема духовного бытия. Исследования к основоположению философии истории и исторических наук" (1933); "К основоположению онтологии" (1933); "Возможность и действительность" (1938); "Строение реального мира. Очерк высшего учения о категориях" (1940); "Философия природы. Абрис специального учения о категориях" (1950); "Эстетика" (рус. изд. 1958) и др. Г. прошел путь сложной творческой эволюции и вобрал в критически переосмысленном виде идеи многих философов и направлений. Начинал как приверженец марбургской школы неокантианства, но уже к началу 20-х под воздействием...
Новейший философский словарь
2.
  I.ГАРТМАН (Hartmann) Николай (1882-1950) немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий 1905 в России переехал в Марбург, учился у Когена и Наторпа (последнего сменил на кафедре в 1922). В 1907 стал доктором философии. С 1909 приват-доцент, с 1920 экстраординарный профессор Марбургского университета. С 1926 в Кельнском, с 1931 в Берлинском, с 1946 и до конца жизни в Геттингенском университетах. Основные работы: 'Платоновская логика бытия' (1909), 'Основные черты метафизики познания' (1921), 'Аристотель и Гегель' (1923), 'Философия немецкого идеализма' (ч. 1-2, 1923-1931), 'Этика' (1926), 'Проблема духовного бытия. Исследования к основоположению философии истории и исторических наук' (1933), 'К основоположению онтологии' (1935), 'Возможность и действительность' (1938), 'Строение реального мира. Очерк высшего учения о категориях' (1940), 'Философия природы. Абрис специального учения о категориях' (1950), 'Эстетика' (рус. изд. 1958) и др. Г. прошел путь сложной творческой эволюции и вобрал в критически переосмысленном виде идеи многих философов и направлений. Начинал как приверженец марбургской школы неокантианства, но уже к началу 1920-х под воздействием...
История философии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины