Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - хрисипп

Хрисипп

хрисипп
ХРИСИПП

ХРИСИПП

(Chrisippos) из Сол (ок. 280/277 — ок. 208/204 до н.э.) — крупнейший представитель раннего стоицизма, ученик и преемник Клеанфа. По скудным сведениям, X. уже в молодые годы приехал в Афины, где слушал Клеанфа, академиков Аркесилая и Лакида. Обладал поразительной широтой интересов и работоспособностью — писал «по 500 строк в день» (поэтому сочинения X. изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем). Сохранилось 161 название сочинений X. (логические и часть этических).

X. принял школу у Клеанфа в тот момент, когда она обрела влияние и вместе с ним критиков. На долю X. выпала двуединая задача: переосмыслить школьное учение и придать ему законченную форму. Природный дар систематика позволил X. упорядочить почти все разделы стоицизма и создать нормативную догматику. Практически X. стал вторым основателем Стои.

X. предложил наряду с традиционной оригинальную схему построения догматики: логикаэтикафизика, считая, видимо, целесообразным заканчивать научение богопознанием. В гносеологии X. отказался понимать «впечатление» «вещественно» и пассивно, предпочитая определять его как «изменение души», свидетельствующее об известной активности познающего субъекта; попутно он упорядочил классификацию «эмпирических общих представлений». Формальная логика (часть «диалектики», трактующая об «обозначаемом») была разработана X. как наука о соотношении «мыслимых предметностей», корреспондирующих определенным денотатам (фактам или ситуациям), а также о формах и формальных условиях истинности высказываний и умозаключений. Созданная по образцу аристотелевской силлогистики, логика X. имела, однако, принципиально иную цель — установить зависимость между смыслами, не состоящими в родо-видовых отношениях. «Чистые смыслы» делятся на неполные (субъект, или предикат) и полные; подкласс полных «лектон» составляют простые высказывания, из которых (соответственно различным типам логических связок) образуются сложные. Логику X. принято считать первой логикой высказываний в европейской традиции. Хотя внимание X. к проблеме модальности было инспирировано мегарскими логиками, он сохранял оригинальную позицию: возможное выступает как «квазивозможное», а все высказывания в конечном счете рассматриваются как необходимые.

Основные новации X. в области физики — учение о причинности и реформа психологии, имевшие этическое приложение. Функциональная классификация причин на основные и вспомогательные (с учетом «безличности» события или участия разумного субъекта), свидетельствующая о знакомстве с «Физикой» Аристотеля, имела целью сохранить в цепи мировой причинности место для свободного произвола субъекта. Вероятно, с той же целью X. ввел терминологическое различие между «необходимостью» и «судьбой». В психологии X., в отличие от Зенона, считал импульсы (включая страсти) чистыми функциями разума и полностью отождествлял их с суждениями, стремясь подчеркнуть, что решения зависят исключительно от субъекта. Предельный монизм этой теории затруднял объяснение природы противоразумных импульсов и стал объектом критики в Средней стое.

В области этики X. выступил как универсальный систематизатор и автор космодицеи, направленной на обоснование моральной автономии субъекта. Благо и зло должны выступать для субъекта только как объект нравственного целеполагания; они не являются свойством космической причинности, зависят только от решения субъекта и безусловно вменимы. Однако X. не удалось решить поставленную им же самим проблему: нравственная автономия была без колебаний принесена в жертву всекосмическому монизму.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ХРИСИПП (Χρύσιππος) из Сол (ок. 278 ок. 205 н. э.), третий схоларх Стой и крупнейший представитель стоицизма, ученик и преемник Клеанфа. Жизнь. Единственное определенное хронологическое свидетельство «Хроники» Аполлодора (SVF II 1 = D. L. VII 184): X. умер в 143 ол. (208/7-205/4) 73-х лет; по другим сведениям (Luc. Macrob. 20; Val. Max. VIII 7, 10), дожил, возможно, до 81 года. Т. обр., возможные даты рождения 289/5 или 281/277. Согласно основным источникам Александр Полигистор, Деметрий Магнесийский, Гекатон Родосский, Страбон и др. (D. L. VII 179-185), X. происходил из киликийских Сол. До обращения к философии занимался атлетикой (как и Клеанф) бегом на длинные дистанции. Учение непосредственно у Зенона из Кития маловероятно (по хронологическим обстоятельствам), но и не исключено. Основные сведения о стоической доктрине X., по всей видимости, получил от Клеанфа, с которым, однако, быстро разошелся по ряду вопросов (о чем свидетельствует, помимо прочего, соч. Антипатра «О различии между Клеанфом и Хрисиппом» SVF III Antip. 66), а потому слушал (вероятно, в 250-240-е годы) академиков Арке си лая и Лакида. После смерти Клеанфа возглавил школу. В отличие от Зенона и Клеанфа, так и не ставших афинскими...
Античная философия
2.
  (Chrysippos) из Сол (281/278-208/205 до н.э.) древнегреческий философ. Считается 'вторым основателем' стоицизма после Зенона из Китиона. Считалось, что до того, как X. стал слушателем Зенона, он был бегуном 'дальнего бега'. Предположительно, это метафорическая оценка литературного стиля философа. Ведь им было написано, по свидетельству Диогена Лаэртского, свыше 705 сочинений, из которых логике было посвящено более 300. Ни одно сочинение X. не сохранилось. Некоторые из логических работ: 'О суждениях', 'О временных высказываниях' (2 кн.), 'К вопросу о следствии', 'О возможном' (4 кн.), 'О повелениях' (2 кн.), 'Краткое изложение об общем и частном вопросе', 'Краткое изложение об ответе', 'О сказуемых' (10 кн.), 'Об именах собственных' (2 кн.), 'О софизме 'Куча' применительно к звукам' (3 кн.), 'Об элементах речи и слов' (6 кн.), 'О построении слов' (4 кн.), 'Введения к двусмысленностям' (5 кн.), 'Пособия по рассуждениям и оборотам' (5 кн.), 'К Агафону, или о последовании вопросов', 'Об умозаключении и связанной или связанных посылках', 'О заключениях', 'О рассуждениях с заключением', 'О первичных недоказуемых умозаключениях', 'О разрешении умозаключений', 'Об умозаключениях по ложным...
История философии
3.
  (род. 281/278 – ум. 208/205 до Р. X., Солы или Таре, в Каликии) – древнегреч. философ; возглавлял школу в Стое, а также считался ее вторым основателем; создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике утверждал единство души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения. ...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины