Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - коген

Коген

коген
КОГЕН

КОГЕН

(Cohen) Герман (1842—1918) — нем. философ, глава и основной представитель марбургской школы неокантианства. Проф. ун-та Марбурга (1876—1912). К. попытался заново обосновать кантовский априоризм и привлечь внимание к проблеме трансцендентального у И. Канта. Центральным звеном философии К. явился разработанный на основе кантовской философии трансцендентальный метод. Этот метод состоит из метафизической (констатация априорных элементов) и трансцендентальной (истолкование априорных элементов как элементов сознания, обосновывающих факты науки) стадий.

К. преобразовывал кантовское учение в последовательную логическую систему идеализма, устраняя дуализм созерцания и мышления, явления и вещи в себе. Последнюю он истолковывал как полное понятие о предмете, целенаправленную идею мышления. По К., мышление порождает не только форму, но и содержание знания, не может иметь истока вне себя, «мышление есть мышление истока, которому ничего не может быть дано». Все наши знания должны быть изменениями, вариациями принципа истока. Исток не только является необходимым началом мышления, но и подтверждает себя во всем последующем движении как действующий принцип. Производство, порождение выражает творческий суверенитет мышления. Само мышление также является целью и предметом своей деятельности. Основными формами мышления К. считал не формы понятия, а формы суждения; для всех категорий предельный фундамент — в трех суждениях, или законах мышления: суждении истока, суждении тождества и суждении противоречия.

В этике, понимаемой как учение о принципах науки о праве и гос-ве, К. описал трансцендентальные принципы чистой воли, являющиеся масштабом для должного, и создал концепцию «этического социализма». При этом К. сохранял кантовский приоритет практического над теоретическим. Эстетика исходит из чистого чувства, которое есть чистая любовь к природе человека. Позднее К. развил строго рациональную религиозную философию, опирающуюся на Ветхий Завет.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КОГЕН (Cohen) Герман (1842-1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: "Теория опыта Канта" (1885), "Обоснование Кантом этики" (1877), "Обоснование Кантом эстетики" (1889), "Логика чистого познания" (1902), "Этика чистой воли" (1904), "Эстетика чистого чувства" (1912) и др. К. начал свою преподавательскую деятельность в университете г. Халле (1865-1875), а с 1875 возглавил после смерти Ф, Ланге кафедру философии в Марбургском университете, где вокруг него сложилась группа последователей и единомышленников, составившая ядро марбургской школы неокантианства. Первые работы К. носили, гл. обр., вторичный, интерпретаторский характер, представляя собой попытки нового понимания трех кантовских критик. Разработку оригинальных взглядов и создание самостоятельной философской системы К. можно датировать 1902, когда вышел в свет его главный труд "Логика чистого познания". В работах К, и его учеников разрабатывается учение, сознательно опирающееся на ряд идей и принципов кантианской гносеологии, которая, став однако лишь отправным пунктом для разработки новой системы взглядов, была подвергнута...
Новейший философский словарь
2.
  (Cohen) Герман (1842-1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: 'Теория опыта Канта' (1885), 'Обоснование Кантом этики' (1877), 'Обоснование Кантом эстетики' (1889), 'Логика чистого познания' (1902), 'Этика чистой воли' (1904), 'Эстетика чистого чувства' (1912) и др. К. начал свою преподавательскую деятельность в университете г. Халле (1865-1875), а с 1875 возглавил после смерти Ф. Ланге кафедру философии в Марбургском университете, где вокруг него сложилась группа последователей и единомышленников, составившая ядро марбургской школы неокантианства. Первые работы К. носили, гл. обр., вторичный, интерпретаторский характер, представляя собой попытки нового понимания трех кантовских критик. Разработку оригинальных взглядов и создание самостоятельной философской системы К. можно датировать 1902, когда вышел в свет его главный труд 'Логика чистого познания'. В работах К. и его учеников разрабатывается учение, сознательно опирающееся на ряд идей и принципов кантианской гносеологии, которая, став однако лишь отправным пунктом для разработки новой системы взглядов, была подвергнута...
История философии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины