Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - натурфилософия

Натурфилософия

натурфилософия
НАТУРФИЛОСОФИЯ

НАТУРФИЛОСОФИЯ

(от лат. natura — природа) — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль Н. играла в древности. Фактически Н. явилась первой исторической формой философии. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, имевших большое значение в истории науки, напр. атомистическая гипотеза. В дальнейшем Н. обычно именовалась физикой или физиологией, т.е. учением о природе. Само понятие «Н.» (philosophia naturalis) восходит к стоицизму (Сенека).

В Средние века, когда философия сближается с теологией, Н. почти исчезает с филос. горизонта: отдельные элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии.

Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел выражение в новом расцвете Н., связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанеллы, Дж. Кардано, Т. Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпохи развивалась гл.обр. на основе пантеизма и гилозоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микрои макрокосмоса; была выдвинута идея целостного рассмотрения природы и ряд др. глубоких положений, однако понимание природы в целом носило во многом фантастический характер, включая астрологические и алхимические представления. Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, каббалистикой и мистикой чисел.

В 17—18 вв. в эпоху бурного прогресса механистического естествознания, когда возобладали аналитические методы и метафизический способ рассмотрения природы, Н. отступает на второй план. В нем. классической философии Н. снова выдвигается в качестве одной из основных филос. дисциплин, особенно у Ф.В.Й. Шеллинга, пытавшегося на основе объективного идеализма обобщить достижения естествознания. Шеллинг выдвинул идеи о полярности как принципе дифференциации первоначального единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низких форм. Н. Шеллинга развивали Л. Окен, Д.М. Велланский, а также некоторые естествоиспытатели.

Попытки возрождения Н. были предприняты в кон. 19 — нач. 20 в. В. Оствальдом, X. Дришем, Т. Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы Н. существуют в теории эмерджентной эволюции и в философии А.Н. Уайтхеда.

Современная философия науки исключает возможность существования Н. как особой филос. дисциплины, возвышающейся над естественными науками и директивной по отношению к ним.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (лат. natura природа) философская концепция природы, основанная на той презумпции, что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности, в отличие от метафизики как концепции бытия, предполагающей наличие сверхчувственных его оснований (см. МЕТАФИЗИКА). Исторически Н. может быть рассмотрена как одна из ранних форм философского знания (см. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ}; в древнегреческой философии Н. именовалась 'физиологией' (от греч. Fusis природа) или 'физикой' (ср. с 'мета-физикой'); лат. калька 'Н.' была введена в философский оборот Сенекой. В своих мировоззренческих основаниях Н. как таковая во многом является порождением культуры западного типа, основанной на фундаментальных презумпциях логоцентризма, с одной стороны (см. ЛОГОЦЕНТРИЗМ), и гносеологического оптимизма с другой, что в своей совокупности задает идею возможности выражения результатов когнитивных человеческих усилий в универсально общем, доступном для рационального осмысления и репрезентативно объективируемом в человеческом знании законе (см. Логос). Собственно, как Н., так и европейское естествознание постулируют в качестве своей цели именно постижение...
История философии
2.
  (лат. natura — природа) — философская концепция природы, основанная на той презумпции, что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности, — в отличие от метафизики как концепции бытия, предполагающей наличие сверхчувственных его оснований (см. Метафизика). Исторически Н. может быть рассмотрена как одна из ранних форм философского знания (см. Античная философия): в древнегреческой философии Н. именовалась "физиологией" (от греч. Fusis — природа) или "физикой" (ср. с "мета-физикой"); лат. калька "Н." была введена в философский оборот Сенекой. В своих мировоззренческих основаниях Н. как таковая во многом является порождением культуры западного типа, основанной на фундаментальных презумпциях логоцентризма, с одной стороны (см. Логоцентризм), и гносеологического оптимизма — с другой, что в своей совокупности задает идею возможности выражения результатов когнитивных человеческих усилий в универсально общем, доступном для рационального осмысления и репрезентативно объективируемом в человеческом знании законе (см. Логос). Собственно, как Н., так и европейское естествознание постулируют в качестве своей цели именно...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины