Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - науки о природе и науки о культуре

Науки о природе и науки о культуре

науки о природе и науки о культуре

НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ

НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ

— введенное Г. Риккертом подразделение наук по их предмету и методу. Это подразделение совпадает с предложенным В. Винделъбандом и подробно разработанным Риккертом противопоставлением номотетической науки и идиографической науки.

В последние десятилетия естественные науки нередко именуются также «Н.

о п.», а социальные и гуманитарные науки — «Н. о к.». В таком удвоении терминологии нет опасности, если принимается во внимание, что употребление Риккертом терминов «Н. о п.» и «Н. о к.» было связано с идеей, вызывающей возражения современной методологии науки. Суть этой идеи в том, что Н. о п., использующие генерализирующий метод, устанавливают научные законы, в то время как Н. о к., пользующиеся индивидуализирующим методом, не формулируют никаких законов. Эта идея не нашла сколько-нибудь убедительного обоснования. Физика и химия действительно стремятся обосновать общие регулярности, которые называются законами науки. Но уже в биологии эта тенденция к поиску законов выражена гораздо слабее (особенно в теории эволюции); космология использует физические закономерности, но сама не формулирует законов развития Вселенной. С др. стороны, хотя гуманитарные науки не открывают законов, неверно, что и все социальные науки не способны делать этого. Экономическая наука достигла заметного прогресса в установлении общих регулярностей экономической жизни; социология стремится обосновать регулярности, касающиеся форм и изменений совместной жизни людей. Граница между науками, формирующими законы, и науками, не делающими этого, не совпадает с границей между естественными науками («Н. о п.»), с одной стороны, и социальными и гуманитарными науками («Н. о к.») — с другой. Устанавливают законы те науки (естественные и социальные), которые описывают или оценивают исследуемые явления в системе сравнительных категорий; не формулируют законов науки (гуманитарные и естественные), описывающие или оценивающие изучаемые объекты в системе абсолютных категорий (см. АБСОЛЮТНЫЕ КАТЕГОРИИ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ), (см. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК ).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (1910) одна из наиболее значимых работ Риккерта, в которой излагаются основы разработанной им методологии исторического знания. Книга представляет собой переработку и публикацию, причем в значительно расширенном виде, идей доклада, прочитанного автором в 1898 и изданного в 1899. После завершения работы над текстом 'Границы естественно-научного образования понятий' (1896-1902) Риккерт счел необходимым вновь вернуться к обсуждавшимся в докладе вопросам, чтобы дополнить первоначальный очерк: а) своими замечаниями по поводу оживленной полемики, возникшей в связи с выходом в свет его трудов по методологии; б) а также более ясным, как он посчитал, изложением вопроса о значении ценностей для наук о культуре. Текст был предназначен главным образом для ученых представителей частных наук, которые, по словам его автора, с одной стороны, ощущают 'потребность осознания сущности своей научной деятельности', а с другой не имеют 'либо охоты, либо времени изучать большие труды по логике'. Выполняя роль своего рода введения к вышеупомянутой книге, данный очерк должен был показать 'запутанность и сложность проблемы классификации наук' и...
История философии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины