Философская энциклопедия - nus
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
НУС (греч. νοῦς разум, мысль, дух), ум, термин др.-греч. философии, начало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания в отличие от дискурсивно-рассудочного знания (диаиойя). Черты, характерные для позднейших развитых концепций нуса, намечены в Элейской школе (тождество мысли и бытия у Парменида) и у Анаксагора, поставившего нус у истоков возникновения мира. Первую развитую концепцию нуса дал Аристотель, у которого нус «эйдос эйдосов», целевая причина всего существующего стоит во главе иерархии универсума и как предмет всеобщей любви есть Перводвигателъ. Аристотель же резко отделил актуальный нус (ἐνεργείᾳ νοῦς), для которого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенциального человеческого нуса (δυνάμει νοῦς,-Anst De an. III). Хотя у Платона концепция нуса не была достаточно разработана, в Древней Академии, видимо, проводилось различие между умом-нусом и Единым (Спевсипп) либо же они объединялись (Ксенократ). Разработка проблемы нуса в Среднем платонизме велась на основе понимания аристотелевского нуса как платоновского Демиурга, содержащего в себе wctew-образцы всякого...Античная философия
2.
(греч. nous разум, мысль, дух) ум, термин др.-греч. философии, означающий начало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания (в отличие от дискурсивно-рассудочного знания).Черты, характерные для позднейших концепций Н., намечены в элейской школе (знаменитое тождество мысли и бытия у Парменида) и у Анаксагора, поставившего Н. у истоков мира. Первую развитую концепцию Н. дал Аристотель, у которого Н. эйдос эйдосов, целевая причина всего существующего стоит во главе иерархии универсума и как предмет всеобщей любви есть перводвигатель. Аристотель же резко отделил актуальный Н., для которого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенциального человеческого Н. Хотя у Платона концепция Н. не была достаточно разработана, в Платоновской академии, видимо, проводилось различие между умом-Н. и единым (Спевсипп) либо же они объединялись (Ксенократ). Разработка проблемы Н. в среднем платонизме велась на основе понимания аристотелевского Н. как платоновского демиурга, содержащего в себе идеи-образцы всякого творения, но тождество ума-демиурга и парадигмы отчетливо не формулировалось;...Философский словарь
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2305 | |
2 | 2257 | |
3 | 1391 | |
4 | 1348 | |
5 | 752 | |
6 | 730 | |
7 | 684 | |
8 | 661 | |
9 | 632 | |
10 | 612 | |
11 | 610 | |
12 | 559 | |
13 | 552 | |
14 | 540 | |
15 | 535 | |
16 | 529 | |
17 | 519 | |
18 | 517 | |
19 | 513 | |
20 | 512 |