Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - ойзерман теодор ильич

Ойзерман теодор ильич

ойзерман теодор ильич
ОЙЗЕРМАН Теодор Ильич

ОЙЗЕРМАН Теодор Ильич

(р. 1914) — специалист по истории философии и теории познания. Окончил филос. факультет МИФЛИ (1938) и аспирантуру при нем. Участник Великой Отечественной войны. В 1947 вернулся на филос. факультет МГУ; доктор филос. наук (1952), проф. (1953), в 1954-1968 зав. кафедрой истории зарубежной философии. С 1968 — в Ин-те философии АН СССР, в 1971 — 1987 — зав. сектором, затем отделом истории философии, с 1987 — советник РАН. Действительный член АН СССР (1981), ныне РАН. Лауреат Ломоносовской премии (1965), премии имени Г.В. Плеханова (1979), Государственной премии СССР (1983). Действительный член Международного института философии (1982), доктор honoris causa Йенского ун-та. Автор более 40 книг и брошюр; свыше 200 работ переведено на нем., англ., фр., исп., кит., греч., порт, и др. языки.

Историко-философские работы посвящены гл. обр. нем. классическому идеализму, который трактуется как метафизика свободы. В отличие от общепринятого в марксистской историко-философской литературе методологического подхода И. Кант, И. Г. Фихте и Ф.В.Й. Шеллинг рассматриваются не столько как предшественники философии Г.В.Ф. Гегеля, сколько как создатели выдающихся филос. систем, вполне сопоставимых по своему идейному богатству и значению с философией Гегеля. В особенности этот подход применяется О. к учению Канта, которому он посвятил более двадцати публикаций. Разрабатывая теорию историко-философского процесса, О. показывает, что плюрализм филос. идей и учений — непреходящий специфический познавательный процесс, обогащающий проблематику и все развитие философии. Развитие философии характеризуется как дифференциация, дивергенция, поляризация филос. учений, а также как их противоречивая интеграция. В работах по истории марксистской философии рассматривается преимущественно ее становление, отношение к предшествующим учениям. В этой связи главное внимание уделяется ранним, «домарксистским» работам К. Маркса. В гносеологических исследованиях утверждается, вопреки Гегелю, а также марксистской традиции, существование абстрактных истин, которые характеризуются как преимущественное содержание научного знания. О. отвергает признание универсального критерия истины, поскольку практика не всегда может быть критерием истины и далеко не всякая практика может быть основой познания.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины