Философская энциклопедия - райл
Райл
РАЙЛ
(Ryle) Гилберт (1900—1976) — англ. философ, представитель направлений — философия обыденного языка и философия сознания. Образование получил в Оксфордском ун-те, где затем в 1945—1968 работал проф. С 1947 по 1971 был главным редактором жур. «Mind».
В своем развитии Р. прошел ряд этапов. В его оксфордском курсе философии центральное место занимал Аристотель. Интерес к аристотелевскому логико-философскому наследию, вт.ч. к использованию в нем апелляций к «обычному языку», Р. сохранил на протяжении всего своего творчества. Феноменологию Р. оценивал как особый способ анализа обыденного сознания, которому Э. Гуссерль дал не очень удачное название. В нач. 30-х гг. Р. перешел на позиции аналитической философии. Он сначала принял концепцию логического атомизмаи теорию языка как образа, родственную теории языка «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна, а позже примкнул к британской философии «обыденного языка», став ее крупнейшим представителем, наряду с Дж. Уиздомом и Дж. Остином.
Взгляды зрелого Р. отмечены печатью заметного влияния позднего Витгенштейна. Это находит свое выражение в интересе к философии сознания и во внимании к всевозможным концептуальным ловушкам и замешательствам, вызываемым механизмами действия языка. Понятие категория у Р. сходно с понятием языковая игра у Витгенштейна: философия призвана демонстрировать, какие способы выражения и понятия и в каких границах имеют смысл, а какие приводят к категориальным ошибкам. Р. ввел метод анализа заблуждений, возникающих в результате категориальных ошибок.
Главный труд Р. «Понятие сознания» (1949), ставший классикой аналитической философии, посвящен анализу языка, используемого в философии и психологии для описания сознания и объяснения его работы, анализу логических возможностей понятий, описывающих «ментальное поведение». Первые главы Р. отводит последовательной критике картезианского дуализма, ментального и телесного, с его догмой о «духе в машине». Трактовке сознания как особой субстанции или внутренней сцены, на которой разыгрываются ментальные события, Р. противопоставляет диспозициональную концепцию сознания. В качестве диспозиции, доказывает Р., можно истолковать и знание. С этой целью он вводит различие между «знанием как» (знание, как довести некое действие до его завершения, напр. знание, как играть в шахматы) и «зна н и е м что» (некая теоретического типа информация о планировании действий, напр., шахматные правила). Можно сказать, что Р. связал популярный в те годы бихевиористский подход с философией языка, переведя проблему в логико-лингвистический план.
В отличие от Витгенштейна и многих др. представителей аналитической философии Р. — философ основательной академической выучки с широким историко-философским кругозором; в этом смысле он — «традиционный» философ при всей неортодоксальности его методов анализа и его работ.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2308 | |
2 | 2259 | |
3 | 1393 | |
4 | 1350 | |
5 | 755 | |
6 | 732 | |
7 | 686 | |
8 | 664 | |
9 | 637 | |
10 | 614 | |
11 | 614 | |
12 | 561 | |
13 | 555 | |
14 | 543 | |
15 | 537 | |
16 | 531 | |
17 | 523 | |
18 | 521 | |
19 | 515 | |
20 | 514 |