Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - роджер марстон

Роджер марстон

роджер марстон
РОДЖЕР МАРСТОН

РОДЖЕР МАРСТОН (Roger Marston, Merston; Rogerus Marston, de Anglia) (1245/50, Марстон, ок. Оксфорда — 1303) — английский францисканский теолог и философ. Преподавал в Кембридже и Оксфорде (1275—84). Министр английской орденской провинции (1292—98). Среди его работ: “Спорные вопросы” (Quaestiones disputatae) и “О чем угодно” (Quodlibet).

Являясь последователем Бонавентуры и самым ярким представителем позднесхоластического августинианства, Роджер Марстон ставит перед собой задачу возрождения позиции Августина как наиболее авторитетного христианского богослова и философа. При этом он демонстрирует не только феноменальное знание трудов самого Августина, но и близкое знакомство с идеями греческих и арабских авторов, интерпретация работ которых отличается у него тонким чувством исторической и текстологической критики. Противопоставляя в “Спорных вопросах” точки зрения святых (sancti), философов (philosophi) и философствующих теологов (theologi philosophantes), Роджер Марстон утверждает, чтов случае расхождения между ними во взглядах предпочтение следует отдавать святым (Августину, Ансельму Кентербери/Некому и др.). Одновременно он замечает, что, хотя мнений святых следует придерживаться уже в силу авторитета традиции, их можно защищать и посредством логической аргументации, причем между писаниями святых и истинной философской мудростью обнаруживается гармоническое соответствие.

В попытке согласовать августиновскую и аристотелевскую (в ее позднейшей арабской интерпретации) теории познания, он, подобно своему учителю И. Пеккаму, отождествляет отделенный деятельный разум (intellectus agens separatus) философов (Авиценны и Аверроэса) с излучающим интеллигибельный свет Богом христианских святых. Рассматривая деятельный разум как универсальную субстанцию, вечно знающую все вещи, Роджер Марстон считает его одновременно и высшей частью всякой индивидуальной человеческой души, обладающей собственным светом разумения и познающей — благодаря этому свету и свету божественной иллюминации — саму себя и внешние объекты. Последние дают лишь повод для создания представлений о них душой, способной уподобляться образам, напечатленным в телесном органе.

Решая вопрос о количестве форм в сотворенных вещах (и особенно в человеке), Роджер Марстон хотя и склоняется к традиционной августинианской доктрине множественности форм, но стремится синтезировать ее с томистским учением о единственности в них субстанциональной формы. Согласно его теории формальных степеней, в каждой вещи (и человеке) существует лишь одна субстанциальная форма, однако она обладает актуальной множественностью своих сущностных градаций, вторичных, но устойчивых уровней (таких, напр., как вегетативная, сенситивная и разумная степени одной и той же человеческой души, являющейся его субстанциальной формой). Относительно же материи Роджер Марстон утверждает, что она имеет собственное бытие и потому в качестве первоматерии может существовать, будучи оформленной одной лишь “всеобщей формой”, которая есть Бог.

По мнению Роджера Марстона, предопределение Богом будущих человеческих поступков не входит в противоречие с признанием того,что человек обладает свободой воли. Соч.: Quaestiones disputatae, ed. V. Doucet.— “Bibl. Franc. Schol. Med. Aev.” VII, Quaracchi. 1932; Quodlibet III, q. 25, ed. F. Delorme.— “Studia Franciscana” 1934, 31, 331-335; Quodlibet IV, q. 15ff, ed. A. Emmen.— “Franziskanische Studien” 1957, 39, p. 210—214. Лит.: Beimond S. Roger Marston.— “La France Franciscaine” 17. LilleP., 1934, p. 153-187; Et

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины