Философская энциклопедия - штайнер
Штайнер
ШТАЙНЕР
(Steiner) Рудольф (1867-1925) — австр. философ-антропософ, поэт, педагог, художник, архитектор, биолог. С 1882 работал над изданием естественно-научных трудов И.В. Гёте и комментариев к ним. Этот труд во многом определил творческую эволюцию Ш., стремившегося к синтезу естественно-научных дисциплин с наукой о духе. Долгое время участвуя в деятельности теософских кружков, Ш. разочаровался в этом учении и всю дальнейшую жизнь посвятил разработке собственной доктрины — антропософии.В 191 Зим был заложен антропософский «храм» Гётеанум неподалеку от Базеля (Швейцария). В строительстве участвовали энтузиасты семнадцати национальностей, в т.ч. рус. поэты А. Белый и М. Волошин. «Первый» Гётеанум, предназначенный как для антропософских занятий, так и для театральных постановок, был в 1922 сожжен неизвестными злоумышленниками, в которых принято видеть участников нем.
протонацистской «Группы Туле». Начиная с 1904 появляются основные «духовно-научные» соч. Ш.: «Как достигнуть познания высших миров» (1904), «Очерк тайновсдения» (1909), «Духовное водительство человека и человечества» (1911), «Порог духовного мира» (1913) и др. Они отчасти являются развитием некоторых положений нем. натурфилософов, в т.ч. Т.
Парацельса и Я. Бёме, отчасти же опираются на понятия и термины индуизма, зороастризма и гностицизма, уже подвергшихся тенденциозному толкованию в теософских трудах Е. Блаватской. Процесс человеческой эволюции увязывается у Ш. с ходом развития Космоса, причем оба эти явления взаимозависимы: «Когда «духи мудрости» начинают свое излияние жизненного тела, то Солнце, бывшее до тех пор темным, начинает светиться. Одновременно в этом зачатке человека наступают первые проявления внутренней жизни; начинается жизнь» («Очерк тайноведения»). Расширяя рамки сугубо материалистической науки своего времени, антропософия Ш. предлагает свое понимание человеческой природы, способное вернуть ей ее изначальное место в Космосе, согласовать ее духовное начало с началом физическим, а также обратить к Христу, в котором Ш. видит «истинное сердце земной истории», центр и ось эволюции. Факты, которыми оперирует антропософия, добыты не опытным путем, они являются результатом мистического озарения: в одной из своих лекций Ш. утверждает, что в момент голгофской мистерии сам наблюдал ее, находясь на Солнце вместе с Архангелом Михаилом. Космос Ш. населен огромным количеством «духовных» сущностей и существ, отчасти сопоставимых с гностическими иерархиями: Самодух, Жизнедух, Эфирный Христос, Скифианос, Солнечный Логос, Лунный Логос и т.д. Столь же усложнено у Ш.понимание обычной земной реальности, в которой, напр., кроты и жабы мирно уживаются с парацельсовскими гномами, совместно участвуя в перипетиях земледельческого цикла. Несмотря на эти особенности, учение Ш. после его смерти обрело широкую популярность: в Дорнахе до сих пор читаются доклады и осуществляются театральные постановки, по всему миру действуют основанные Ш.
«вальдорфские» школы, в сельском хозяйстве используются его полумагические методы обработки почвы и ухода за растениями.Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.![](http://www.terminy.info/assets/images/usearch.png)
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2311 | |
2 | 2269 | |
3 | 1398 | |
4 | 1356 | |
5 | 768 | |
6 | 736 | |
7 | 691 | |
8 | 668 | |
9 | 653 | |
10 | 626 | |
11 | 620 | |
12 | 572 | |
13 | 564 | |
14 | 559 | |
15 | 547 | |
16 | 544 | |
17 | 537 | |
18 | 537 | |
19 | 529 | |
20 | 518 |