Философская энциклопедия - справедливость в арабо-мусульманской философии
Справедливость в арабо-мусульманской философии
СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ понимается как “воздаиие должного” или “отход от ложного (батил) в пользу истинного (хакк)” при близости понятий должного и истинного (см: Истина). Справедливость как наделение различных противоборствующих сторон причитающейся им долей выражается терминами “иксат” и “инсаф”. Более общим и в то же время преобладающим является понимание справедливости как “'адл” или “'адала”, включающее смыслы “уравненности” и “усредненности”. Противоположностью выступает “несправедливость” (джавр, зудм).
В исламском вероучении Бог понимается как “справедливый” Садл). Справедливость трактуется как наказание грешников, которое Бог вправе осуществить, если решает не прощать их: в этом смысле справедливость оказывается противопоставленной “милости”. В применении к человеку “справедливость” ('адала) является важнейшим понятием исламской этики, имеющим и социально-психологическое (“справедливый” означает “уважаемый”), и научное (в традиционный науках, в частности хадисоведении, “несправедливость” передатчика лишает хадис достоверности), и юридическое значение (только “справедливые” люди могут выступать свидетелями на суде).
Она определяется в большинстве случаев как преобладание “добрых” поступков (хасана) над “малыми” грехами (сага'ир) при условии несовершения “великих” грехов (каба'ир). Справедливость правителя является искомой ценностью, но не условием и не императивом в суннитских политических учениях {ал-Мавардй, ал-Фарра' и др.), поскольку уступает безусловному требованию подчиняться любому законному правителю, даже несправедливому.
В шиизме представление об абсолютном совершенстве правителя (имама) снимает вопрос о его возможной несправедливости. В ранней исламской мысли (рафидиты, мурджииты, мутазилиты) признавалась возможность выступления против несправедливого правителя либо словом, либо делом (“мечом”), иногда с условием полной уверенности в своей правоте и успехе.В философии античное, прежде всего аристотелевское, понимание справедливости излагалось авторами трактатов об исправлении нравов ( .
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2309 | |
2 | 2264 | |
3 | 1396 | |
4 | 1353 | |
5 | 759 | |
6 | 733 | |
7 | 688 | |
8 | 666 | |
9 | 645 | |
10 | 619 | |
11 | 616 | |
12 | 562 | |
13 | 557 | |
14 | 545 | |
15 | 541 | |
16 | 534 | |
17 | 527 | |
18 | 524 | |
19 | 517 | |
20 | 516 |