Философская энциклопедия - теизм
Теизм
теизм
ТЕИЗМТЕИЗМ
(греч. theos — Бог) — религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им (в ортодоксальном христианстве Бог понимается как «триединство» божественных личностей).
Признание трансцендентности Бога мыслится в Т. как источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей (хотя в теологии католицизма, напр., постулируется «аналогия бытия» между бытием Бога и бытием вещей). В этом Т. противостоит как монистической мистике тождества Бога и мира, так и пантеистической концепции эманации, т.е.
природно-необходимого «истечения» мира из полноты божества. Признание продолжающейся сознательной активности Бога в мире отделяет Т. от деизма — отсюда характерные для Т. представления о божественном провидении (см. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ ) и чуде. В наиболее чистом виде Т. развивался в рамках трех генетически связанных религий — иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен англ. философом Р. Кедвортом.Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
ТЕИЗМ (греч. theos бог) специфический тип религиозного сознания, вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентного миру разумного начала, Абсолюта, понятого в качестве личности. Первое употребление термина Т. 1743 (работа Р. Кедворта "Истинная интеллектуальная система универсума"). К строго последовательному Т. могут быть отнесены такие вероучения, как христианство, иудаизм и ислам, генетически связанные между собою общим семантическим восхождением к библейскому канону: "живой Бог" Танаха, Ветхого и Нового Заветов и Корана (ср. с нетеист-скими религиями, где Абсолют трактуется как абсолютная идея, мировая воля, безличный разумный порядок: см., например, "путь богов" в синтоизме или "невидимое" исмаили-тов). В контексте теистских представлений Бог не только творит мир в акте свободной воли, но и продолжает свою активность в сотворенном мире, в связи с чем для Т. характерна идея провидения (см. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ), т.е. признание перманентного присутствия в мире разумного Божественного вмешательства, обеспечивающего наибольшее благо творения и допускающего...Новейший философский словарь
2.
(греч. theos Бог) религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им (в ортодоксальном христианстве Бог понимается как "триединство" божественных личностей). Признание трансцендентности Бога мыслится в Т. как источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей (хотя в теологии католицизма, напр., постулируется "аналогия бытия" между бытием Бога и бытием вещей). В этом Т. противостоит как монистической мистике тождества Бога и мира, так и пантеистической концепции эманации, т.е. природно-необходимого "истечения" мира из полноты божества. Признание продолжающейся сознательной активности Бога в мире отделяет Т. от деизма отсюда характерные для Т. представления о божественном провидении (см.: Провиденциализм) и чуде. В наиболее чистом виде Т. развивался в рамках трех генетически связанных религий иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен англ. философом Р. Кедвортом. ...Философский словарь
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2305 | |
2 | 2258 | |
3 | 1391 | |
4 | 1348 | |
5 | 752 | |
6 | 730 | |
7 | 684 | |
8 | 661 | |
9 | 633 | |
10 | 612 | |
11 | 611 | |
12 | 559 | |
13 | 553 | |
14 | 540 | |
15 | 535 | |
16 | 529 | |
17 | 519 | |
18 | 518 | |
19 | 513 | |
20 | 512 |