Философская энциклопедия - томизм
Томизм
томизм
ТОМИЗМ
ТОМИЗМ
(от лат. Thomas — Фома) — направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла (в отличие от августинианства, апеллирующего к интуиции).
С этим связаны: ориентация более на Аристотеля, чем на Платона и неоплатоников (модифицированная, впрочем, тем обстоятельством, что средневековая традиция истолкования Аристотеля сильно приближала его к неоплатонизму); в гносеологии четкое разделение между откровением и «естественным светом» рассудка (сочетающееся с убеждением, что конечный смысл данного в откровении и открытого рассудком должен находиться в согласии); в теологии — предпочтение космологических доказательств бытия Бога как более доходчивых сравнительно с онтологическим доказательством (см. АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ ); в антропологии — учение о человеке как единстве души и тела, которому душа дает «субстанциальную форму», — в противовес августинианскому спиритуализму; в этике — аристотелевская концепция добродетели как середины между двумя пороками. В начале своего существования Т. натолкнулся на энергичное сопротивление августинианства и в 1277 был официально осужден церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда, однако уже к 14 в. стал общепринятой доктриной доминиканского ордена, отстаиваемой в полемике против францисканских оппонентов (Вильгельм де ла Марс, Р. Бэкон, Дунс Скот). Т.н. вторая схоластика возвращается к Т., слегка его видоизменяя (Ф. Суарес). К кон. 19 в. Т. был официально объявлен господствующей доктриной католической церкви (энциклика Льва XIII в 1879).Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
ТОМИЗМ основное направление в схоластике, учение школы Т., которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо-культурного и научного плана. Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование имеющихся противоречий (особенно между "Summa Theologiae" и комментариями к "Сентенциям" Петра Ломбардского). Осмысление наследия "ангельского доктора" первоначально происходило преимущественно в рамках августинизма и явилось причиной многих теологических споров и критики томистского рационализма со стороны ориентированного на катафатическое богословие августинианства. С 1278 Т. становится официальным учением доминиканского ордена (в отличие от опиравшегося на августинизм раннефранцисканско-го ордена). Первое цитирование трудов Фомы относится к 1280 (первая книга "Сентенций" Р. Кнепвелла), приблизительно в то же время Якоб Витербский и Иоаганн Эрфуртский занимаются разбором и доказательством некоторых фрагментов из трудов Аквината, а в 1314 на одном из судебных процессов слова Фомы приводятся в качестве авторитета. Сам Фома был канонизирован в...Новейший философский словарь
2.
(от лат. Thomas Фома) направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла (в отличие от августинианства, апеллирующего к интуиции). С этим связаны: ориентация более на Аристотеля, чем на Платона и неоплатоников (модифицированная, впрочем, тем обстоятельством, что средневековая традиция истолкования Аристотеля сильно приближала его к неоплатонизму); в гносеологии четкое разделение между откровением и "естественным светом" рассудка (сочетающееся с убеждением, что конечный смысл данного в откровении и открытого рассудком должен находиться в согласии); в теологии предпочтение космологических доказательств бытия Бога как более доходчивых сравнительно с онтологическим доказательством (см.: Ансельм Кентерберийский); в антропологии учение о человеке как единстве души и тела, которому душа дает "субстанциальную форму", в противовес августинианскому спиритуализму; в этике аристотелевская концепция добродетели как...Философский словарь
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2305 | |
2 | 2258 | |
3 | 1391 | |
4 | 1348 | |
5 | 752 | |
6 | 730 | |
7 | 684 | |
8 | 661 | |
9 | 633 | |
10 | 612 | |
11 | 611 | |
12 | 559 | |
13 | 553 | |
14 | 541 | |
15 | 535 | |
16 | 529 | |
17 | 519 | |
18 | 519 | |
19 | 513 | |
20 | 512 |