Философская энциклопедия - ван дао
Ван дао
ВАН ДАО (кит. “путь совершенного правителя”, “путь истинного царя”) — понятие традиционной китайской, гл. о. конфуцианской, политической мысли, выражающее идеал государственного управления. Впервые упоминается в “Шу изиде”. Входящий в бином ван дао иероглиф “ван” обозначает титул верховного правителя в древнем Китае (до кон. 3 в. до н. э.). Начертание иероглифа—три горизонтальные черты, соединенные вертикальной,—может интерпретироваться и как иероглиф “ту” (“земля”, “почва”), вверху ограниченный горизонтальной линией, и несет идею соединения Неба и Земли, т. е. высшего божественного и (или) природного начала и его противоположности, а также идею медиации между ними. В традиционной историографии закрепилось толкование ван дао как “правильного пути прежних ванов”. Конфуцианская трактовка ван дао противостояла легистской (см.
Дегизм), выраженной в “Шин цзюнь шу>, где “путь правителя” подразумевал “путь к господству в Поднебесной” с помощью мер, направленных на укрепление единоличной власти монарха и усиление т. о. государства. В “Мэн-цзы” (4—3 вв. до н. э.) “[совершенному] правителю”(вану) противопоставлен “деспот/гегемон” (ба)— так титуловался самый сильный из правителей древнекитайских царств в 8—5 вв.
до н. э. Если ван “использует благую силу (дз) и осуществляет гуманность (жэт)”, то ба “использует силу и пренебрегает гуманностью”. В “Сюнь-цзы” ван и ба выступают как выразители разных, но одинаково необходимых принципов управления: ван “возвышает ли—благопристойность, почитает таланты”, “утверждает долг/справедливость .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2302 | |
2 | 2254 | |
3 | 1389 | |
4 | 1344 | |
5 | 746 | |
6 | 727 | |
7 | 682 | |
8 | 660 | |
9 | 627 | |
10 | 610 | |
11 | 606 | |
12 | 557 | |
13 | 549 | |
14 | 538 | |
15 | 532 | |
16 | 525 | |
17 | 516 | |
18 | 512 | |
19 | 511 | |
20 | 510 |