Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - юркевич памфил данилович

Юркевич памфил данилович

юркевич памфил данилович
ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович

ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович

(1827—1874) — философ, представитель киевской школы философ, теизма, экстраординарный проф. Киевской духовной академии, проф. философии, в 1869—1873 —декан историко-филологического факультета Московского ун-та; учитель B.C. Соловьева. Христианско-телеологический идеализм Ю. развивался в сторону «конкретного» идеализма, в основании которого лежал «широкий эмпиризм», свободный от произвольных и предвзятых ограничений, включающий в себя и все истинно рациональное, и все истинно сверхрациональное, поскольку и то и другое, считал он, прежде всего также существует эмпирически, в универсальном опыте человечества, как и все видимое и осязаемое. Почти во всех своих сочинениях Ю. постоянно стремился вызвать «характеристическую черту платонического мышления» («Разум по учению Платона и опыт по учению Канта»). Любое подлинное философствование должно начинаться с понятия «идея», т.к. является исследованием того, в чем состоит истинное знание. Одним из выводов трактата «Идея» была мысль о том, что философия является делом всего человечества, а не отдельного человека. Критикуя материализм, Ю.

отмечал, что духовное начало не может быть выведено из материального, т.к. последнее приобретает формы, знакомые нам из опыта, только во взаимодействии с началом духовным. Гносеологические и аксиологические установки филос. воззрений Ю. роднят их с исходными интуициями более поздних философ, течений — философии жизни, экзистенциализма, персонализма.

Противопоставление Ю. конкретного знания, формирующего способ существования человека, отвлеченному мышлению стало характерным для рус. религиозной и экзистенциалистской мысли кон. 19 — нач. 20 в.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (1827-1874) русский философ, представитель Киевской философско-богословской школы, осознанно занимавший антиматериалистические и теистические позиции (полемика Ю. в 1860 по поводу работы Чернышевского "Антропологический принцип в философии"). Учитель B.C. Соловьева. Окончил Киевскую Духовную академию (1851). Магистр (с переименованием в бакалавры) "философических наук" (1852). Экстраординарный профессор (1858). Зав. кафедрой философии МГУ (1861-1874, утвержден императорским указом). Читал лекции по истории философии, логике, психологии и педагогике. И.о. декана историко-филологического факультета (1869-1873). Основные сочинения: "Идея" (1859), "Материализм и задачи философии" (1860), "Из науки о человеческом духе" (1860), "Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова божия" (1860), "Доказательства бытия Бога" (1861), "Курс общей педагогики с приложениями" (1869) и др. Ю. отстаивал стратегию понимания человеческого духа как целостного образования, особо отмечая роль сердца как "живого средоточия души": "...человек начинает свое нравственное развитие из движений сердца, которое... везде хотело бы встречать существа радующиеся, согревающие друг друга...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины