Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - иероглифическая письменность и ветхий завет

 

Иероглифическая письменность и ветхий завет

иероглифическая письменность и ветхий завет

Расшифровка И.п. имела большое значение для ветхозав. *исагогики, поскольку мн. события свящ. истории протекали в непосредственной связи с Египтом. И.п. является рисуночным письмом, к-рое существовало на берегах Нила с 3-го тыс. до н.э. вплоть до первых вв. н.э. Европейцы долгое время не понимали его смысла и принципов. Существовало мнение, что в И.

п. зашифрованы какие-то тайны жрецов. Отсюда название этой письменности "иероглифы" (греч. священные высеченные знаки), к-рое дал И.п. *Климент Александрийский. Первые шаги к расшифровке И.п. сделал нем. ученый-иезуит А.Кирхер, к-рый выдвинул верное предположение, что языком древних египтян был коптский. Однако только в нач. 19 в. Ф.Шампольон (1790-1832), руководствуясь идеей Кирхера, сумел прочесть иероглифич.

надпись на греко-егип. памятнике, вывезенном солдатами Наполеона из дельты Нила. В наст. время установлено, что И.п. по своей природе смешанная. В ней параллельно сосуществуют слоговые, звуковые и понятийные знаки, что делало И.п. доступной только знатокам-жрецам. Фразы располагаются в этом письме либо горизонтально справа налево и наоборот, либо вертикально сверху вниз.

Осн. часть И.п. находится на стенах сооружений или на фигурных гробницах и статуях. Более простое, курсивное письмо, названное еще Геродотом "демотическим", народным, широко употреблялось на папирусах (см. ст. Папирология библейская) Ниже перечислены важнейшие памятники И.п., к-рые имеют прямое отношение к ветхозав. истории. 1. В анналах Тутмоса III (ок.

1500 до н.э.) среди сир. городов упомянуты населенные пункты, названия к-рых напоминают имена Иаков и Иосиф, что, по мнению некоторых историков, указывает на пребывание части израильтян в Ханаане в эту эпоху. 2. Стела Мернептаха кон. 13 в. содержит первое упоминание слова "Израиль" (см. ст.: Археология библейская; Питри Флиндерс). 3. Надписи Рамсеса II (13 в. до н.э.) повествуют о сооружении им в Дельте города, носившего его имя, что перекликается с сообщением Исх 1:11 (см. ст. Пятикнижие) 4. В надписи фараона Шешонка I (библ.Сусаким) сказано о его походе на Иерусалим (10 в.

до н.э.). 5. Стелы 7 в. повествуют о фараонах Эфиопской династии, к-рые были союзниками Иудеи против Ассирии в эпоху прор.Исайи. Кроме того, И.п. проливает свет на всю историю и культуру Древнего Востока, к-рые были тесно связаны с библ. историей и культурой ветхозав. периода. *В в е д е н с к и й Д.И., Патриарх Иосиф и Египет, Серг.Пос., 1914; Д о б л ь х о ф е р Э.

, Знаки и чудеса, пер. с нем., М., 1963; К а г а р о в Е.Г., Прошлое и настоящее египтологии, Серг.Пос., 1914; К о р о с т о в ц е в М.А., Древний Египет и космогония древних иудеев, ПСб., 1974, №25 (88); *С м и р н о в А., Историч. книги Библии и егип. памятники, ЧОЛДП, 1877, №11; Т р о и ц к и й С., Иероглифич. письмо, ПБЭ, т.6, с.318-23; Ф р и д р и х И., История письма, М., 1978; Ш а м п о л ь о н Ж.

Ф., О египетском иероглифич. алфавите, М., 1950; см. также ст.: Археология библейская; Древний Восток и Библия. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины