Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - лагранж

 

Лагранж

лагранж

(Lagrange) Мари Жозеф, иером. (1855-1938), франц. католич. библеист. Образование получил в Отюнской ДС и в Париже, где ему присвоили степень д-ра права (1878). В след. году он принял постриг в Доминиканском ордене; а поскольку доминиканцы были в то время высланы из Франции, он завершил богосл. образование в Саламанке и Вене. В Вене Л. познакомился с нем.

библ. критикой, в к-рой господствовали *рационализм и скептицизм. Именно тогда Л., по выражению нем. экзегета Шульцера А., задумал дать ей бой на ее собственной территории. В 1890 он был направлен в *Палестину, где основал *Иерусалимскую библейскую школу. Начинание имело мало шансов на успех: Л. не располагал ни кадрами, ни достаточными средствами, но был убежден, что "этого хочет Бог".

Ему пришлось вести продолжит. борьбу на два фронта: против рационалистов, защищая церковное, благоговейное отношение к Слову Божьему, и против консерваторов, отстаивая право богословия на науч. исследование Библии. Со своей программой *"исторического метода" экзегезы он выступил на Конгрессе католич. ученых (Фрайбург, Швейцария, 1897) и на страницах "Библейского обозрения" ("La revue biblique"), основанного им в 1892.

В 1900 Л. положил начало серии трудов под общим названием "Библейские Исследования" ("Etudes bibliques"), куда включил и свои работы. Всего Л. опубликовал более 1700 монографий и статей и впоследствии был признан "величайшим французским экзегетом нашего столетия" (*Карминьяк). "Отец Лагранж, писал *Карташев, в своих объемистых трудах, в бесчисленных этюдах... через своих учеников и преданных сотрудников, не без духовных борений внешних и внутренних, с покоряющей интеллектуальной силой и искусством проводил по всей линии библейских проблем начала библейской критики, названной им "историческим методом".

Как глубоко верующему и законопослушному сыну Церкви, о.Лагранжу пришлось пережить немало духовных драм, но конечная победа в этом сдержанном, бесшумном, но огромном состязании со школьно-богословской рутиной осталась за ним" ("Ветхозав. библ. критика", с.9). Напряжение между Л. и церк. властями возникло в связи с подозрением в его причастности к *модернизму (часть книг Л.

попала в существовавший тогда индекс запрещенных книг). Ему даже пришлось на время покинуть свою Иерусалимскую школу, но вскоре его правоверие перестало вызывать сомнения, и он снова вернулся к работе. Л. исходил из различия между *Откровением и *боговдохновенностью. Откровение, считал он, связано с новыми истинами, к-рые открываются свящ.

писателю; боговдохновенность же есть воздействие Духа Божьего, к-рое помогает свящ. писателю использовать *источники, строить композицию повествования, выбирать слова и т.д. В конечном счете, верховной Причиной, Автором Библии оказывается Бог, что не лишает писателей их активности. В работе "Исторический метод" ("La methode historique", P.

, 1903) Л. утверждал постепенность раскрытия духовных истин в процессе свящ. истории. Не принимая *исторического эволюционизма, к-рый уподоблял библ. веру др. религиям, Л. призывал считаться с тем фактом, что ВЗ проходил через определ. фазы становления. Л. усматривал здесь аналогию с учением о "догматическом развитии Церкви", сформулир.

*Ньюменом (а в России *Соловьевым Вл.). Кроме того, Л. показал огромное значение, к-рое имеет для историко-литературного исследования Библии уточнение тех или иных литературных *жанров. Труды Л. убедили многих, что верующий экзегет при изучении Пятикнижия должен учитывать специфику *авторства на *Древнем Востоке и может, не смущаясь, исследовать вопрос об источниках Моисеевых книг.

Однако против этих принципов в то время выступали мн. коллеги Л., особенно его гл. противник *Вигуру. Л. внес большой вклад и в новозав. исследования. Он написал монументальный коммент. к Евангелиям, ставший с тех пор классическим (к Мк в 1911, к Лк в 1921, к Мф в 1923, к Ин в 1925). В нем он, в частн., высказал мысль, что за греч. текстом Евангелий стоит семитич.

оригинал (он склонялся к мнению, что этот оригинал был арамейским). По образному выражению Л., когда специалист по греч. яз. открывает НЗ и особенно Евангелия, он "переносится в шатры Симоновы". Л. отрицал возможность полной реконструкции земной жизни Спасителя. "Евангелия, по его словам, это единственная жизнь Иисуса Христа, какую можно написать. Остается лишь понять их как можно лучше". Хотя при жизни Л. перевес оставался за школой Вигуру, сам он пользовался большим уважением и признанием как в Церкви, так и в науке. Он усилил интерес к Писанию, и не только в католич. кругах. "Его долгая 83-летняя научно-аскетическая творческая жизнь, писал Карташев, легла незабываемой гранью между двумя эпохами римско-католической библейской науки, еще вчерашней докритической и нынешней критической.

Его благочестивый, верующий и верный догматам церкви подход может служить опорой и руководством и нам православным, еще не начинавшим подвига усвоения библейской критики" (там же). Труды Л. подготовили поворот, обозначенный энцикликой *Пия XII, к-рая вышла через 5 лет после смерти экзегета. Она открыла католич. библеистам путь для свободных исследований и дала возможность рецепции ими выводов новой исагогики.

LInnocence et le Peche, RB, 1897, ( 6; Historical Criticism and the Old Testament, L., 1905; Le Messianisme chez les Juifs, L., 1909; Synopsys evangelica. Textum Graecum, Barcelona, 1926; LEvangile de Jesus Christ, P., 1928 (англ. пер.: The Gospel of Jesus Christ, L., 1938); Le Judaїsme avant Jesus Christ, P., 1931; Histoire ancienne du canon du Nouveau Testament, P., 1933; Critique textuelle, P., 1935; Au service de la Bible, P., 1967. *К а р т а ш е в А.В., Ветхозав. библ. критика, Париж, 1947; *К н я з е в А.П., О боговдохновенности Свящ.

Писания, ПМ, 1951, ( 8; B r a u n F.M., Loeuvre du P.Lagrange, Fribourg, 1943 (англ. пер. The Work of P-re Lagrange, Milwaukee, 1963); *V i n c e n t L. (ed.), Memorial Lagrange, P., 1940; M u r p h y R.T., P-re Lagrange and the Scriptures, Milwaukee, 1947; NCE, v.8. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины