Библиологический словарь - маймонид
Маймонид
Моисей, М о ш е б е н М а й м о н (1135-1204), иудаистский экзегет, богослов, философ и врач. Род. в Кордове (Испания); в семье отца получил религ. воспитание и образование; через араб. учителей познакомился с естеств. науками и философией. Преследование евреев династией Альмохадов вынудило М. покинуть родину. После долгих скитаний он поселился в Египте, где занял должность лейб-медика при дворе султана Саладина.
М. высоко ценил Аристотеля, труды к-рого читал в араб. переводе. Цель собств. работ М. видел в том, чтобы "согласовать Тору с истинной наукой", т.е. с учением Аристотеля. Если *Филон Александрийский толковал ВЗ в свете платонизма, то М. привлекал к экзегезе аристотелизм. В кн. "Путеводитель колеблющихся", написанной на араб. яз. (1190), М.
пытался сформулировать и интерпретировать основные догматы ВЗ. Из талмудич. предания философ хотел вычленить только рациональное зерно, надеясь, что его собств. комментарии заменят это предание. Прежде всего, М. утвердил для понимания Библии принцип *апофатического богословия. Ни *антропоморфизмы, ни *имена Божьи в Библии, по его мнению, не отражают высшей Реальности адекватно.
Бог превышает любые определения. Его имена и свойства это лишь указания на Божественные деяния в мире. Однако М. считал возможным толковать отношение Бога и мира по аналогии с природной душой человека: мир целостный организм, а Бог его незримая, животворящая Душа. Идея вечности Вселенной казалась М. философски обоснованной, но в данном случае он склонялся перед библ.
*креационизмом как перед Откровением, превышающим пределы разума. Первые главы Быт М. интерпретировал аллегорически: Адам разум, Ева чувство. Тем не менее нек-рые образные выражения Библии он понимал буквально, в соответствии со своим представлением об одушевленности природы.Особое внимание М. уделял вопросу об *Откровении и пророчестве. Пророк, утверждал он, не просто передатчик слов Божьих и не человек, своим разумом постигающий истину, а тот, кому она открыта и кто выражает ее, используя свои знания, опыт, силы души. Прежде чем учение М. было принято в иудаизме, оно подвергалось нападкам ортодоксов.
В 1234 иудейские религ. власти добились от католич. инквизиции осуждения и сожжения его книг. Однако опыт М. по созданию рациональной религ. философии оказал большое влияние на формирование европ. схоластич. мысли. В лат. переводах его труды изучали *Альберт Великий, Александр Гэльский (ок.1186-1245), Дунс Скотт (ок.1265-1308). M o s e s b e n M a i m o n. The Guide of the Perplexed, Chi., 1963; в рус. пер.: "Путеводитель колеблющихся", в кн.: Г р и г о р я н С.Н., Из истории философии Ср. Азии и Ирана 7-12 вв., М., 1960; Антология мировой философии, М., 1969, т.1, ч.2. [*В о р о н ц о в Е.], Учение Маймонида о ветхозав. пророчествах, ВиР, 1900, т.1, ч.1; *Г р е т ц Г., История евреев от древнейших времен до настоящего, Одесса, 1906, т.
7; ЕЭ, т.10; С о к о л о в В., Ср.-век. философия, М., 1979; Ф и л и п п о в М., М. и Каббала, "Век", 1882, №10; ФЭ, т.3 (там же указана библиогр.); H e s c h e l A., Maimonides, B., 1935; L №v y L.-G., Maїmonide, P., 1932; M u n z J., Maimonides, Boston, 1935; см. также ст., посвященную 850-летию со дня рождения М., "Курьер ЮНЕСКО", 1986, №10. .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 667 | |
2 | 557 | |
3 | 477 | |
4 | 451 | |
5 | 441 | |
6 | 437 | |
7 | 419 | |
8 | 418 | |
9 | 416 | |
10 | 413 | |
11 | 408 | |
12 | 408 | |
13 | 407 | |
14 | 406 | |
15 | 396 | |
16 | 394 | |
17 | 389 | |
18 | 385 | |
19 | 361 | |
20 | 357 |