Библиологический словарь - новая исагогика
Новая исагогика
воззрений. *Атрибуция и *хронология иудейских экзегетов были подвергнуты сомнению в ряде пунктов. Так, блж.*Феодорит Киррский относил Ис Нав и Суд ко временам более поздним, чем описываемые в них события. Средневековье, за редкими исключениями (напр., *Ибн-Эзра), сделало в плане исагогики мало. Интенсивное развитие Н.и. началось лишь в 17-18 вв.
, продолжается оно и в наст. время. Основные выводы Н.и. в самом общем виде можно подытожить в восьми пунктах. 1) *Пятикнижие ведет свое происхождение от Моисея, но не было им целиком написано. В том виде, в к-ром оно существует теперь, оно сложилось постепенно на основе неск. вариантов Моисеева Предания (см. ст. Документарная теория происхождения Пятикнижия; Четырех источников Пятикнижия теория).
2) *Исторические книги ВЗ 1-го цикла (*Второзаконническая история) были написаны в *Плена период на основе более древних источников, а Исторические книги 2-го цикла (*Хронист) были написаны ок. 300 до н.э. 3) Не все псалмы, надписанные "ле Давид" (в син. пер.: "Давидов") приналежат ему. 4) Кн. Иова, Экклесиаста и кн.Притчей в ее окончат. редакции были написаны во *Второго Храма период.
5) Не вся Кн. прор. Исайи написана им самим: часть принадлежит его последователям, жившим в период Плена (*Второисайя) и после Плена (*Тритоисайя). 6) Кн. прор. Захарии, написанная самим пророком в 6 в. до н.э., была дополнена другим пророком ок. 4 в. до н.э. 7) Кн. Даниила написана ок. 165 до н.э., частично на основе более ранних преданий. 8) Посл.
к Евреям вышло из круга учеников ап. Павла, а не написано им самим. Первыми эти положения Н.и. отстаивали гл. обр. католич. богословы (*Симон Р. и др.), но церк. признание Н.и. получила у католиков лишь в 20 в. под влиянием школы *Лагранжа. В протестантизме Н.и. защищалась сначала преимущ. сторонниками *рационализма в библеистике и представителями *либерально-протестантской школы.
Однако к кон. 19 в. Н.и. была принята и протестантской ортодоксией (за исключением приверженцев *фундаментализма). Православную рецепцию осн. положений Н.и. осуществили в 19-20 вв. экзегеты *русской библ.-историч. школы и ряд греч. библеистов (напр., *Веллас, *Хаступис). "Открытия, сделанные библейской наукой, писал Карташев, так закрепили позиции критики, что спор об ее выводах ныне перешел в область отдельных подробностей; что же касается прежнего, докритического подхода к Библии, то таковой уже немыслим" (ПМ, 1948, VI, с.140). Однако у концепций Н.и. долгое время были противники, считавшие, что пересмотр атрибуции и датировки свящ. книг посягает на догмат *боговдохновенности. Защитники же Н.и. утверждали, что 1) боговдохновенность, авторитет и духовная ценность Библии не обусловлены авторством и временем написания ее книг; уточнение их входит в сферу науч.
дисциплин (*исторической критики, *историко-литературной критики и т.д.) и что 2) исагогич. теории не относятся к Свящ. *Преданию Церкви (в противном случае у св. отцов существовало бы полное единодушие в этом вопросе, между тем как у них встречаются самые разные исагогич. воззрения). В своих исследованиях Н.и. опирается на сравнительный анализ текстов, анализ языка, внутренние свидетельства самих книг и на данные библ.
*археологии. Богосл. и апологетич. значение Н.и. в том, что она устраняет многие недоумения, соблазны и трудности, порожденные старой исагогикой. *G r o l l e n b e r g L.H., Nieuwe kijk op het oude bock, Amsterdam, 1968 (англ. пер.: Rediscovering the Bible, L., 1978); см. также ст. об указанных библ. кн., направлениях и авторах и ст. Историко-литературная критика. .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 667 | |
2 | 557 | |
3 | 477 | |
4 | 451 | |
5 | 441 | |
6 | 437 | |
7 | 419 | |
8 | 418 | |
9 | 416 | |
10 | 413 | |
11 | 408 | |
12 | 408 | |
13 | 407 | |
14 | 406 | |
15 | 396 | |
16 | 394 | |
17 | 389 | |
18 | 385 | |
19 | 361 | |
20 | 357 |