Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - отто

 

Отто

отто
(Otto) Рудольф (1869-1937), нем. протестантский богослов и религиовед. Род. в Ганновере; окончил Геттингенский ун-т. Проф. систематич. (догматич.) богословия в ун-тах Геттингена (с 1897), Бреслау (с 1914), Марбурга (1917-29). Много путешествовал по Америке, Индии, Китаю, Японии. Собранные им коллекции послужили основой для созданного им Музея мировых религий в Марбурге.

О. внес значительный вклад в сравнительно-религиозное исследование вост. *мистицизма. По словам правосл. философа С.Л.Франка, О. был "одним из самых тонких современных исследователей религиозного сознания". Человек, всецело преданный науке и проблемам духовности, не имевший семьи, О., однако, не был кабинетным ученым. Состоя членом Прусского парламента, он проявил себя как последовательный противник милитаризма и протестовал против прихода к власти нацистов.

О. испытал определ. влияние *Шлейермахера, книгу к-рого "Речи о религии" ("Reden uber doe Religion") он переиздал в 1899. Однако исследователь нашел собственный путь. Мировую известность принес ему труд "Священное" ("Das Heilige", Breslau, 1917). В нем он на основании длительных наблюдений и размышлений пришел к выводу, что духовный опыт человека приводит его к Реальности, превышающей рациональное познание.

При этом О., в отличие от принципиальных иррационалистов, был убежден, что рациональный элемент необходим в Богопознании; он лишь подчеркивал, что на высшем уровне мистич. опыта одного разума недостаточно. Невыразимую тайну Божества О. обозначил словом "Священное", основываясь на ветхозав. понятии "кадош", святость. Переживание Священного, согласно О.

, нельзя отождествить ни с одной из человеческих эмоций. Священное, или Нуменальное (от лат. numen, божественное), вызывает в человеке не просто чувство зависимости, как думал Шлейермахер, а переживание "абсолютно иного", иноприродного человеку. "Пытаясь подобрать название этому чувству, писал О.

, я предлагаю назвать его "тварным сознанием" или "тварным чувством". Это эмоция тварного существа, ошеломленного и подавленного собственным ничтожеством перед лицом Высшей Силы, стоящей над всем тварным". Бог это Mysterium tremendum, т.е. Тайна, вызывающая потрясение. О. анализирует мистику мировых религий и всюду обнаруживает эту "нерациональную", точнее "сверхрациональную" их основу.

Ряд глав книги посвящен "нуменальному" переживанию в ВЗ и НЗ. Автор показывает, что опыт *пророков и др. библ. писателей красноречиво свидетельствует о присутствии в нем "мистериум тремендум". Откровение во Христе любви Божьей нисколько не устраняет "священного трепета" перед безмерностью Божественного. "Не понять этого, пишет О.

, значит обратить благовестие Иисусово в чистейшую идиллию". Точно так же и ап. Павел проникнут "нуменальным" благоговением. Его опыт божественной любви, "которая восхищает дух за все пределы на третье небо, есть нечто большее, чем просто сыновняя любовь, доведенная до совершенства". В последних главах О. рассматривает роль "мистериум тремендум" в истории христ.

мистики. Тему эту продолжает кн. "Западно-Восточная мистика" ("West-Ostliche Mystik", Gotha, 1926). В ней автор показывает, что христ. мистицизм содержит в себе все богатство восточного мистицизма и в то же время в нем есть нечто специфическое, чем индийская мистика не обладает (христоцентризм). Специальной библ. теме посвящена работа О. "Царство Божье и Сын Человеческий" ("Reich Cottes und Menschensohn", Munch.

, 1934). В ней рассмотрены древневост. аналогии эсхатологич. чаяниям евангельских времен (в частн., учение *маздеизма). Оригинальность библ. эсхатологии заключается, согласно О., в жажде "освящения человека" по образу божественной Святости. Но это освящение не есть плод усилий твари, а дар спасающей силы Господа. Средоточием новозав.

*мессианизма было отождествление Иисуса Христа с небесным Сыном Человеческим и страждущим *Служителем Господним. Б у б н о в Н., Rudolf Otto, "Путь", 1934, ( 44; В ы ш е с л а в ц е в Б., R.Otto. West-Ostlichе Mystik, "Путь", 1928, ( 13; Совр. буржуазная философия и религия, М., 1977; У г р и н о в и ч Д.М., Введение в религиоведение, М., 1985; D a v i d s o n R.F., Rudolf Ottos Interpretation of Religion, Oxf.

, 1948; NCE, v.10, p.822; RGG, Bd.4, S.1749. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины