Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - паскаль

 

Паскаль

паскаль

(Pascal) Блез (1623-62), франц. математик, физик и католич. мыслитель. Следуя рациональным методам в сфере естествознания, П. отвергал *рационализм в области веры и богословия. Согласно П., человек познает истину всем своим существом, а не только рассудком, и на этом основании П. отрицал убедительность чисто логич. "доказательств бытия Божьего".

Роль "сердца" и мистич. интуиции в религии подтверждалась для ученого пережитым им опытом Богоприсутствия, к-рый оказал решающее влияние на его жизнь и мировоззрение. П. был близок к последователям Янсения, группировавшимся вокруг Пор-Рояльского монастыря. В этом м-ре П. провел последние годы, ведя подлинно подвижническую жизнь.

В Пор-Рояле у него созрел план кн. "Апология христианской религии", над к-рой он трудился полтора года, но завершить не успел. Остались лишь наброски и афоризмы, получившие позднее название "Мыслей", или "Мыслей о религии" (изданы посмертно в 1669; рус. пер.: "Мысли о религии", М., 1892). Эта всемирно известная теперь книга П. много внимания уделяет Библии.

В Свящ.Писании П. находит ответ на загадку человека существа одновременно великого и ничтожного, к-рый стоит выше всей природы, но в то же время порабощ. страстями. Ответ Библии заключен в учении о грехопадении. То, что "природа человеческая повреждена и отпала от Бога", обусловлено этой "незаметной точкой". П. считает, что грехопадение "совершилось при условиях, совершенно отличных от наших, и к-рые мы постичь не в силах".

Следуя нек-рым отцам Церкви, он толкует сказание Быт 3 аллегорически ("Змий это чувства и наша природа, Ева чувственное вожделение, а Адам разум"). Именно в понятии первородного греха есть, по П., ключ к пониманию немощи человека, и в нем же содержится зерно надежды на его спасение.

Полное познание этой тайны недоступно разуму, что вполне естественно, если учесть его ограниченность. "Последним выводом разума, пишет ученый, должно быть признание, что существует бесчисленное множество вещей, его превосходящих". П. подчеркивает, что библ. учение не просто констатирует поврежденность человеческой природы, но и указывает на сотериологич.

цель творения (см. ст. Сотериология библейская) Бог дает людям обетование о спасении. Сначала это обетование открывается израильтянам, народу со "странной и необыкновенной историей". Их религия, запечатленная в книгах ВЗ, имела "единственную конечную цель". Эта цель "любовь к Богу", Который обещал израильтянам и всему миру Избавителя.

О Нем говорили пророки, но говорили прообразовательно. Иудеи, к-рые понимали это, приняли Его, а кто толковал *прообразы буквально, отвергли. "Кто будет судить о еврейской религии по ее грубым представителям, пишет П., тот плохо узнает ее. Она ясно изображена в священных книгах и в передаче пророков, к-рые достаточно показали, что понимали Закон небуквально. Так и наша религия, божественная в Евангелиях, апостолах и предании, смешная в устах ее дурных истолкователей". П. дает классификацию прообразов и указывает, что во Христе Библия являет собой духовное единство. "Оба Завета взирают на Иисуса Христа: Ветхий как на свою надежду, Новый как на свой образец, оба как на свое средоточие". Особенно подчеркивает П. земное уничижение Христа ("Историки, описывающие только важные государственные события, едва Его заметили"). Для подлинного познания Его нужны вера, любовь и подвиг. Без этого Библия остается закрытой книгой. "Завеса, закрывающая книги Писания от иудеев, закрывает их и для плохих христиан".

Все ветхозав. обряды служат символами и средствами для ограждения общины. С внешней т. зр., в ВЗ главными были Закон, Храм, правила, но это лишь оболочка. "Я утверждаю, пишет П., что религия иудеев заключалась совсем не в этом: единственным выражением ее должна была быть любовь к Богу, и Бог осуждал все остальное". В Откровении ВЗ и в Ев.

Иисуса Христа с человеком говорит не только "Бог геометрических истин и стихийного порядка". Он есть Бог живой, "Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог христиан, Он есть Бог любви и утешения; это Бог, наполняющий верные Ему души". Oeuvres compl-tes, P., 1964; в рус. пер.: Письма к провинциалу, СПб., 1898 (полемика П. против злоупотреблений иезуитов); Мысли, М.

, 1902 (др. изд. и пер.: СПб., 1843, 1888, 1892, 1899, 1995; БВЛ, 1972). А р с е н ь е в Н., П., в его кн.: О жизни преизбыточествующей, Брюссель, 1966; Б у т р у Э., П., СПб., 1901; Г у л я е в А.Д., Этич. учение в "Мыслях" П., Каз., 1906; К л я у с Е.М., П о г р е б ы с с к и й И.Б., Ф р а н к ф у р т У.И., П., М., 1971; Л е б е д е в А., Философия и христ. религия в их взаимоотношении по воззрениям Б.

П., "Странник", 1914, ( 12; О р л о в А.И., Франц. ученый Влас П. Его жизнь и труды, М., 1889; С о к о л о в В.В., Европ. философия XV-XVII веков, М., 1984; С т р е л ь ц о в а Г.Я., П., М., 1979; Т а р а с о в Б.Н., П., М., 1979 (в этой и предыдущей работах указана осн. иностр. библиогр.); Ф и л и п п о в М.М., П., его жизнь и научно-филос. деятельность, СПб., 1891. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины