Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - викентий (vicentius) лиринский

 

Викентий (vicentius) лиринский

викентий (vicentius) лиринский

прп. (ум. ок. 450), зап. отец Церкви. Род. в Галлии. Ок. 426, оставив военную службу, поселился в уединенной обители на острове Лирин. В. много размышлял о нестроениях и ересях, волновавших Церковь. Результатом этих размышлений стал трактат В. "Против еретиков", появившийся под псевдонимом "Перегрин" (Peregrinus, Странник). Труд этот сохранился в неполном виде (рус.

пер.: Памятные записки, Каз., 1863). В отличие от других произведений антиеретич. полемич. лит-ры книга В. не столько опровергает заблуждения, сколько ставит перед собой цель сформулировать осн. критерии истинности христ. учения. "Если я или другой кто, писал В., захотел бы узнать обманы и избежать козней появляющихся еретиков и пребыть в здравой вере здравым и невредимым, то должен, с помощию Божиею, оградить свою веру двояким образом: во-первых, авторитетом Священного Писания, во-вторых, Преданием Вселенской Церкви" (I,2).

Т. о., В. принадлежит формулировка учения о д в у х и с т о ч н и к а х вероучения. Позднее в богословии это учение было развито в сторону признания большего единства Писания и *Предания Библия( как часть Предания в широком смысле слова). Спорным оказался тезис В. о Предании, к-рое он определяет как то, "во что верили повсюду, всегда, все" (там же), поскольку целостное учение Церкви, ее Предание, не было застывшим сводом истин, данных апостолам, а раскрывалось в процессе живой динамики церк.

истории. Однако глубокая правота В. заключалась в призыве сохранять верность п р е е м с т в е н н о с т и учения (в доказательство он ссылается на Гал 1:9). Особенную трудность для В. представлял тот факт, что еретики, как и православные, апеллировали к Библии (в полемике с ними В. в духе времени был весьма резок, называя их "бешеными собаками" и т.

п.). "Что же, скажет кто-нибудь, спрашивал В., делать людям православным, сынам матери Церкви, когда божественными глаголами, изречениями, обетованиями пользуются и диавол, и ученики его, из которых одни лжеапостолы, другие лжепророки и лжеучители, а все вообще еретики? Как им отличить истину от лжи в виду изречений Священного Писания?" (I,27), и на этот вопрос сам давал ответ: следует "наблюдать, чтобы Священное Писание истолковывалось согласно с преданиями всей Церкви и по указаниям вселенского догматического учения" (там же).

В то же время В. отмечал, что ориентация на Предание и церк. учительство должна соблюдаться "не относительно всех каких-либо м а л о в а ж н ы х в о п р о с о в (разр. А. М.) Божественного закона, но главным образом т о л ь к о к а с а т е л ь н о п р а в и л в е р ы" (I,28). Из этого явствует, что рекомендации В. ограничиваются в основном догматич.

стороной экзегезы, не стесняя ее свободы в частностях (историч., филологич. и других). M i g n e. PL, t. 50. *Г а р н а к А., История догматов, в кн.: Общая история европ. культуры, СПб., т.6, [1911]; П е т р у ш е в с к и й В., Учение В. Лиринского о Свящ. Предании, "Руководство для сел. пастырей", 1896, т.1, №16, т.2, №20, 23; ПБЭ, т. 3, с.446-54; свящ.Ф и л е в с к и й И., Св.

В. Лиринский о свящ. Предании и его значении, "Странник", 1896, №9-12, 1897, №1-4; NCE, v. 14. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины