Библиологический словарь - ямнийская школа
Ямнийская школа
иудаистская богословская школа, с деятельностью к-рой связывается завершение *канона ВЗ. Основателем Я.ш. считается *фарисей Иоханан бен Заккай (ум. ок. 80 н.э.). Противник войны с Римом, он скрылся из Иерусалима во время осады города и испросил у имп. Веспасиана разрешения открыть духовное училище в Ямнии (Явне, Иавне) близ Яффы. Целью этого училища было упрочение иудаизма перед лицом надвигавшейся национальной катастрофы.
После падения Иерусалима Иоханан заявил, что отныне *жертвоприношения будут заменяться добрыми делами. Он был последователем Гиллеля и считал, что добродетель может быть спасительной и для язычника. При нем Я.ш. стала авторитетным религ. центром и даже иногда именовалась *"Синедрионом". Я.ш. подорвала авторитет как *зелотов, так и *саддукеев.
При преемнике Иоханана Гамалииле II (ум. ок.120) упало влияние иудейской *александрийской школы. Сделанный в Александрии перевод Библии (см. ст. Септуагинта) был заменен другим (см. ст. Акила). Диктаторское правление Гамалиила II ознаменовалось также полным разрывом между христианами и иудеями. Т.о., наследники фарисеев, *таннаи, получили абсолютное господство в иудаизме.
Это господство они удержали и после того, как школа покинула Ямнию (2 в.). Тем не менее христианская Церковь сочла возможным принять канон ВЗ, сформировавшийся в Ямнии. Можно предположить, что христиане рассматривали этот канон не как ямнийское установление, а как наследие древнего *Предания. Время *кодификации "Ямнийского канона" точно не известно.
Наиболее вероятной датой считаются 90-е гг. 1 в. Именно в это время *Иосиф Флавий впервые заявил, что признанных ветхозав. книг насчитывается 22 (Против Апиона, I, 8). Предание о "соборе" в Ямнии, официально закрепившем канон, не имеет достоверных подтверждений. Большинство историков считает, что кодификация происходила постепенно, в течение последних десятилетий 1 в. Фактически она касалась только *Учительных книг, т.к. "Закон и Пророки" (и, по-видимому, Пс) были кодифицированы значительно раньше (см. Мф 5:17; Лк 24:44). Первое свидетельство о принятии христианами "Ямнийского канона" содержится у свт. *Мелитона Сардийского (2 в.). *Т р о и ц к и й С.В., Иавнея, ПБЭ, т.6, с.3-5; см. также ст.: Канон; Таннаи. .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 666 | |
2 | 556 | |
3 | 476 | |
4 | 450 | |
5 | 440 | |
6 | 436 | |
7 | 418 | |
8 | 417 | |
9 | 414 | |
10 | 411 | |
11 | 407 | |
12 | 406 | |
13 | 405 | |
14 | 404 | |
15 | 394 | |
16 | 392 | |
17 | 388 | |
18 | 384 | |
19 | 360 | |
20 | 356 |