Поиск в словарях
Искать во всех

Библейская энциклопедия Брокгауза - город

 

Город

город
I.

Слово "город" (евр.ур) означает поселение с постоянным местоположением, в отличие от временных поселений, состоявших из переносных пастушеских шатров (Чис 32:41), а также от неогороженных сел (Нав 15:32 и след.; Неем 6:2) и одиночных жилищ, располож. на полях (Втор 28:3).

II.

Г. возникают в местностях с оседлым населением как поселки ремесленников и торговцев, зачастую как резиденции властителей (ср. многочисл. сир.-палест. царства, т.е. города-государства). Поэтому Г. всегда олицетворяет политич. власть. В качестве первых основателей городов в Библии названы Каин (Быт 4:17) и Нимрод (Быт 10:8-12). Особую роль, как центры торговли, перекрестки торг. путей и места средоточия властных структур в Палестине играли, с одной стороны, портовые Г. финикийцев на западе, с другой, Г. на окраине пустыни, на границах обжитых кочевниками областей, такие как Дамаск, Равва, Петра и Вирсавия (Беэр-Шева).

III:

1) значение и благополучие Г. зависели от различных обстоят-в. Плодородная земля в окрестностях должна была гарантировать снабжение Г. пищевыми продуктами (ср. Ис 28:1), а хорошие источники были необходимы для орошения земли и гор. водоснабжения. Для строит-ва Г. охотно выбирали труднодоступные, со всех сторон окруженные долинами возвышенности (ср. Нав 11:13; Мф 5:14), по возможности располож. вблизи дорог (ср. Иерихон,Капернаум,Самария,Сихем; см. Дорога). Г., впоследствии ставшие торг. центрами, служили окрестным селам и городкам местами отправления правосудия, а в воен. время крепостями, где могло укрыться население (ср.Неем 11:25;Иез 38:11);

2) стратегически выгодное положение Г. усиливалось строит-вом крепостей, часто довольно внушительных (см. Крепость, укрепление). Напр., стены Мегиддо были толщиной до 8 м, а выc. 5-10 м. Гигантские, иногда двойные, гор. ворота наглухо закрывались при появлении врага. Основательные, выдававшиеся вперед башни и брустверы повышали оборонительную мощь городов. Последним прибежищем внутри города чаще всего служила цитадель;

3) гор. застройка занимала, как правило, небольшую площадь (Мегиддо 5 га; Сихем 4 га; Иерихон 2,5 га), поэтому улицы и переулки были узкими. Большие собрания народа предпочитали устраивать у ворот, место у к-рых в ветхозаветные времена заменяло рыночную площадь (Торжище). Здесь осуществлялось правосудие (ср. Пс 117:19; Притч 22:22) и оглашались решения гор. властей. Ремесленники, изготовлявшие одну и ту же продукцию, нередко населяли в городах свою улицу, напр., пекари (Иер 37:21) или златоделы. На определ. улицах концентрировались мелочные торговцы (3Цар 20:34; Неем 3:31). В тех Г., где не было своих источников, строились водопроводы, как, напр., в см. Иерусалиме (4Цар 20:20; Ис 7:3; 22:9,11 Силоам) или водосборники (см. Камень Меши). В эллинистич. и рим. периоды, особенно при Ироде Великом и его преемниках, гор. строительство стало принимать огромные размеры. Властители занялись украшением своих Г.; сооружались дороги, насаждались сады и рощи (напр., Иерихон; ср. Лк 19:4), создавались рыночные площади и амфитеатры (см. Иерусалим, см. Самария);

4) Библия доносит до нас лишь отрывочные сведения о гор. администрации. Управление Г. осуществляли его старейшины (1Цар 11:3). Не у всех Г. было свое судопроизводство, но, вероятно, в каждом имелись надзирающие за порядком служащие (см. Торжище, рынок, базарная площадь). Во главе гор.управления, согл. Закону Моисея, стояли старейшины, судьи,чиновники и писцы (ср. Втор 16:18; 19:1-13; 21:2, 19), к-рые были ответственны за налогообложение и за состояние оборонит. сооружений и дорог. О градоначальниках и начальниках гор. полуокругов сообщается в 3Цар 22:26; 4 Цар 23:8; 2 Пар 18:25; НеемЗ:18. На гор. башнях несли вахту дозорные (2Цар 18:24; 4Цар 9:17 и след.), в то время как "стражи" заботились о порядке в самом Г. (Пс 126:1; Песнь 3:3 и проч.). В Иез 13:9, вероятно, упоминается список граждан израильских городов. Рим. города, как правило, управлялись преторами.или дуумвирами (греч.стритегой). Преторам, как и рим. консулам, подчинялись ликторы, или "городские служители" (Деян 16:35,38). Греч. Фессалониками управлял гор. начальник, "политарх" (Деян 17:6,8, в Синод, пер. "городские начальники"), Эфесом, городом с мировой известностью см. блюститель порядка, "грамматеус" (Деян 19:35).

IV.

Застройка и внутр. структура Г. отражали определ. эпоху. Гор. стены в бронзовом веке были столь мощными, что соглядатаи сообщают: "города там большие и с укреплениями до небес" (Втор 1:28). Стены Г. железного века в большинстве своем менее мощны. Часто при раскопках они оказываются давно обвалившимися, в то время как стены, сохранившиеся от бронзового века и послужившие им фундаментом, еще стоят. Архитектура Г. соответствует господствовавшим тогда политич. и социальным условиям. Толстые стены бронзового века восходят ко времени хананеев, когда население, по указанию гор. князей (царей), должно было исполнять подневольные работы. Такого рода царствования, при к-ром население, как рабочая сила, было полностью подчинено произволу царя, израильтяне сначала не знали. Большое строит-во в Израиле начинается при Соломоне. Для этого было привлечено к оброчным работам (см. Принудительные работы) покоренное ханан. население (3Цар 9:15,20 и след.). Мощные укрепления Мицпы (см. Массифа) и других погран. городов свидет-вуют о войнах между Иудейским и Израильским царствами после их разделения. Широкомасштабное эллинистич. гор. строит-во дает наглядное представление о проникновении в Палестину греч. культуры.

V:

1) название Г. нередко дает сведения о:

а) его положении: Рама, Рамоф др.-евр. "высота" город, располож. на горе, холме; "авел" луг, речная долина (2Цар 20:15), "эйн" (в Синод, пер. иноща "ен") или "аин" "источник" (Нав 15:34), "беер" (в Синод. пер.-"вир") -"колодец" (Нав 15:28),"Эмек" (в Синод, пер. "емек") "долина" (Нав 18:21);

б) плодородии окрестных земель и занятиях жителей Г.: Виффагия = "дом смокв"; Махалев = "тучность"; Вифсаида = "дом рыбной ловли"; Вифлеем = "дом хлеба";

в) поклонении некоему божеству: см. Аштероф-Карнаим = "рога Астарты"; Беф-Дагон = "дом Дагона"; Иерихон = "лунный";

г) покровителе или основателе Г.: Кесария названа в честь "кесаря" (цезаря) Августа, Антипатрида названа так Иродом Великим в честь своего отца. Самария получила греч. название "Себастия" также в честь см. Августа;

2) Иерусалим как столица, т.е. главный город страны, неоднократно обозначен просто как "город" (Мф 21:17 и след.; 26:18; 28:11; Лк 19:41).

VI.

См. отдельные статьи о важнейших городах, например см. Вавилон, см. Беф-Сан, см. Дамаск, см. Иерусалим, см. Мегиддо, см. Самария , см. Сихем и проч., а также см. Города-убежища, см. Левиты, см. Небесный Иерусалим.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины