Поиск в словарях
Искать во всех

Библейская энциклопедия Брокгауза - календарь

 

Календарь

календарь
I.

Евр. календарный год основан на годичном ЛУННОМ ЦИКЛЕ и состоит из 12 месяцев по 29 и 30 дней в каждом попеременно, что составляет 354 дня. Подобные системы летосчисления были свойственны кочевым народам. Следует отметить, что в евр. языке сущ. ходеш "месяц" имеет ту же основу, что и глагольная форма "быть новым" (о новом дне, о новой луне). С луной был связан праздник Новомесячия (1Цар 20:5; Ис 1:13, 14; Ос 2:11; Ам 8:5). Израильтянам был известен и егип. способ летосчисления по СОЛНЕЧНОМУ ГОДУ, обусловленный сезонными полевыми работами и соответств. ежегодными праздниками (см. Лев 23:11,39,40; Неем 8:14-16). Солнечный год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом плюс 5 доп. дней, что в сумме давало 365 дней. Поскольку между лунным и солнечным годами было расхождение в 11 дней, возникала необходимость каждые 2-3 года согласовывать лунный календарь с солнечным, чтобы праздник Пасхи, к-рый приходился на 15-й день первого месяца, не отмечался раньше начала уборки урожая (Лев 23:10,15,16). С этой целью вводился дополнит. месяц. Но практика прибавления 13-го месяца, ве-адара (второго адара), известна ученым только со времени возвращения израильтян из вавил. плена; в Библии об этом сведений нет.

II:

1) со времени исхода из Египта и до конца вавил. плена МЕСЯЦЫ в евр. календаре именовались в соответствии с порядковым номером: первый, второй и т.д. (Исх 16:1; Чис 33:38; 3Цар 12:32; 4Цар 25:1,3,8,25; 1Пар 27:2-15; 2Пар 15:10). Но в Библии встречаются и более древние, употреблявшиеся еще хананеями, названия месяцев, производные от слов, обозначающих времена года, авив, зиф, афаим и бул (см. ниже). Остальные названия израильтяне заимствовали у вавилонян во время пребывания в плену. В соответствии с заповедью (Исх 12:2; 13:4), началом года считался весенний месяц авив, или нисан. От него отсчитывалось не только время проведения праздников, но и время правления израил. царей. Гражд., или хозяйств. год, видимо, начинался осенью, в месяц тишри (Исх 23:16; 34:22; Лев 25:4,9,10), от него же исчислялось и время правления царей Иудеи (см. Летосчисление, IV,1);

2) о том, что время правления иуд. царей исчислялось с осени, свидет-вуют след. места в Библии:

а) Иосия повелел восстановить храм в 18-й год своего правления (4Цар 22:3 и след.). Затем была найдена книга Закона (ст. 8 и след.), после чего последовали ее публичное прочтение и заключение завета (4Цар 23:1-3), очищение храма от идолов и разрушение капищ в окрестностях Иерусалима (ст. 4-14), в Вефиле и городах Самарии (ст. 15-20). Вслед за этим, опять-таки в 18-й год правления Иосии, была совершена Пасха Господу (ст. 21-23). Все эти события вряд ли могли произойти в короткий промежуток между 1-м и 14-м нисана, что говорит в пользу исчисления времени правления начиная с осени;б) согл. Иезекиилю, исчисляющему годы плена с того времени, когда в 597 г. до Р.Х. в Вавилон был уведен см. Иехония, падение Иерусалима произошло в 587 или в 586 г. до Р.Х.; 25-й год плена это 14-й год от падения Иерусалима, следовательно, падение Иерусалима приходится на 12-й год плена (см. Иез 40:1; ср. 33:21). Год падения Иерусалима был, согл. 4Цар 25:2, 11-м годом правления царя Седекии. А т.к. вавил. хроника сообщает, что Седекия начал править во втором адаре 597 г. до Р.Х., то падение города в 4-й месяц (4Цар 25:3,4; Иер 39:2; 52:6) могло приходиться на 11-й год его правления только в гражд. год (начинавшийся с месяца тишри), в свящ. же год (начинавшийся с нисана) оно приходилось бы на 12-й год его правления (следует иметь в виду, что время от фактич. вступления на престол до даты офиц. начала первого года правления не учитывалось). Библ. сведения о дате падения Иерусалима согласуются друг с другом только в том случае, если время правления Седекии исчислялось с осени (см. расхождения относит. даты падения Иерусалима в 587 или 586 г. до Р.Х.);3) время правления царей отсчитывалось с осени, в то время как счет месяцев в году производился с весны до весны;

4) первым свидет-вом об исчислении года правления с осени являются сведения о строит-ве см. Храма, продолжавшемся с зифа (2-й месяц) 4-го года правления Соломона до була (8-й месяц) 11-го года, т.е. семь лет (3Цар 6:1,37,38). В случае же исчисления времени строит-ва по свящ. календарю результат равнялся бы восьми годам. Т.о., время правления Соломона исчислялось уже по гражд. календарю.

III.

Порядок проведения полевых работ описан в т.н. "Гезерском календаре" (ок. X в. до Р.Х.). Сельскохоз. год начинался с осени; при этом два месяца отводилось на сбор урожая оливок, два на сев зерновых культур, два на поздний сев, один на теребление льна, один на сбор урожая ячменя, один на сбор урожая пшеницы и праздник Пятидесятницы, два на подрезание виноградной лозы, один на сбор летних фруктов.

IV. РАЗДЕЛЕНИЕ ГОДА НА МЕСЯЦЫ:

1) в месяце АВИВ, или НИСАН, было 30 дней (в европ. календаре он соответствует периоду с середины марта до середины апреля). В память об исходе израильтян из Египта Господь определил для них этот месяц как первый месяц года (Исх 12:1,2; 13:4). После вавил. плена название "авив" ("месяц колосьев") было заменено на "нисан" (Неем 2:1; Есф 3:7). В первый день этого месяца, как и в первый день всех других месяцев года, отмечался праздник Новомесячия (см. Луна). Вечером 14-го нисана праздновалась см. Пасха (Исх 12:18,19; 13:3-10) как начало праздника Опресноков, продолжавшегося с 15-го по 21-й день месяца (Лев 23:6). 16-го совершалось принесение Господу первых (см. Первородство, первородный, II,3) весенних плодов (Лев 23:10-14). Ранние или поздние дожди (см. Дождь) приводили к подъему воды в Иордане (Нав 3:15; 1Пар 12:15). Начинался сбор урожая: льна (Нав 2:6) и ячменя на прибрежных равнинах, ячменя и пшеницы в долине Иордана. Затем наступал засушливый период;

2) в месяце ЗИФ, или ИЯР, было 29 дней (середина апреля середина мая). Во время этого "месяца цветов" (3Цар 6:1,37), в 14-й день, праздновалась т.н. малая Пасха для тех, кто не смог по к.-л. причинам принять участие в праздновании настоящей Пасхи (Чис 9:10-12). Повсеместно шла уборка ячменя (Руфь 1:22) и пшеницы, чему не могли помешать редкие в этот период дожди;

3) в месяце СИВАН было 30 дней (середина мая середина июня) (Есф 8:9). В шестой день этого месяца праздновалась см. Пятидесятница (Лев 23:15-21), или праздник Седмиц (Втор 16:9-11), называвшийся также праздником Жатвы (Исх 23:16,19). Начинался сбор урожая яблок и ранних смокв (инжира). Цветение олеандра возвещало о начале лета. До октября прекращались дожди. Преобладал сев.-зап. ветер;

4) в месяце ТАММУЗ (середина июня середина июля) было 29 дней (Зах 8:19). В 17-й день таммуза соблюдался пост в память о разбитии Моисеем скрижалей завета (Исх 32:19). Жители горных областей приступали к жатве пшеницы. Созревание первого винограда совпадало с наступлением летней жары;

5) в месяце АВ (середина июля середина августа) было 30 дней (Езд 7:9). В 9-й день этого месяца соблюдался пост в память о разрушении Навузарданом храма (4Цар 25:8,9; Зах 7:3,5; 8:19). Начинался сбор урожая винограда, инжира и грецкого ореха. Летняя жара усиливалась;

6) в месяце ЭЛУЛ (середина августа середина сентября) было 29 дней (Неем 6:15). Это время позднего сбора винограда, гранатов, миндаля, фиников и олив. Все еще стояла летняя жара;

7) месяц АФАНИМ (возм., месяц "постоянно текущих ручьев", т.е. наводнений), или ТИШРИ, (середина сентября середина октября) был свящ. праздничным месяцем; в нем было 30 дней (3Цар 8:2). В 1-й день месяца отмечался праздник Труб (Лев 23:24 и след.; Чис 29:1), к-рый позднее стал праздником Нового года (Рош-Гашана). В 3-й день соблюдался пост в память об убийстве Годолии (4Цар 25:25; Зах 7:5; 8:19); 10-й день месяца был великим Днем очищения (см. День очищения) (Йом-Кипур; Лев 16; 23:26-32). С 15-го по 21-й день отмечался см. Праздник Кущей (Суккот), самый радостный, сопровождающийся многочисл. народными обрядами праздник израильтян. Он устраивался в знак благодарения за получ. урожай, а также в память о странствовании в пустыне (Лев 23:34 и след.). Поэтому в дни этого праздника израильтяне жили в специально сооруж. шалашах, или шатрах (см. Шатер, шалаш, куща, хижина, храмина). Приносились в жертву Богу первые плоды винограда и масличных (Исх 23:16; Втор 16:13); 22-й день "великий день" свящ. собрания (Лев 23:36; Чис 29:35; Неем 8:18; Ин 7:37). Наступало время сбора урожая оливок и фиников. Начинался сезон дождей, приступали к пахоте, севу и посадке различных культур (см. Притч 20:4; Еккл 11:4);

8) в месяце БУЛ ("дождливый месяц"), или МАРХЕШВАН, (середина октября середина ноября) было 29 или 30 дней. Это "месяц ростков" или, возм., "месяц дождей" (3Цар 6:38). Производился сев ячменя и пшеницы, сбор урожая оливок в Северной Галилее, созревали зимние смоквы;

9) в месяце КИСЛЕВ (середина ноября середина декабря) было 29 или 30 дней (Неем 1:1; Зах 7:1 в Синод. пер. "хаслев"). Начиная с 25-го дня кислева восемь дней праздновался праздник Обновления очищения храма (Ин 10:22). Наступала зима, шли дожди, в горах выпадал снег; собирали зимние смоквы, начинала прорастать трава;

10) в месяце ТЕВЕТ (середина декабря середина января) было 29 дней (Есф 2:16 в Синод. пер. "тебеф"). В 10-й день месяца соблюдался пост в память о начале осады Иерусалима Навуходоносором (4Цар 25:1; Зах 8:19). В этот самый холодный месяц года, когда нередки были снег и град (Нав 10:11), созревали апельсины, а долины пестрели цветущими ветреницей и маком;

11) в месяце ШЕВАТ (середина января середина февраля) было 30 дней (Зах 1:7). Это время цветения миндаля и персиковых деревьев. Наступали теплые дни;

12) в месяце АДАР (середина февраля середина марта) было 29 или 30 дней (Езд 6:15; Есф 3:7). В 14-й и 15-й дни месяца отмечался праздник см. Пурим в память об избавлении евреев (Есф 9:20-28). В это время гремели частые грозы и шли дожди с градом; начинался период поздних дождей, от к-рых зависел будущий урожай. Шел сбор урожая цитрусовых;

13) ВЕ-АДАР, т.е. второй адар, вводился только в високосный год.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины