Поиск в словарях
Искать во всех

Индуизм - гуна

 

Гуна

гуна

(букв, нить; вариант, нечто вторичное; слой и др.) свойство, качество. В вайшешике Г. один из семи признаваемых в ней предметов слов", качество. Насчитывается 24 Г., каждая из к-рых присуща не менее чем одной субстанции, напр., Г. "вкус" земле и воде, а Г. "удовольствие" душе. В санкхье Г. три взаимно соотносительных онтологии, аспекта любого природно сущего, взаимодействие и полагание результатов взаимодействия, суть к-рых движущая сила, механизм разворачивания мира.

Названия Г.: саттва ясность, прозрачность, истовость; раджас энергия, пыл, движение и тамас инертность, косность, тупость. При порождении мироздания из состояния растворенности живое и психическое образуется из праматерии с преобладанием саттвы; мертвое, неорганическое характеризуется перевесом тамаса.

Проявление Г. в различных сущих описывается импрессионистически-образно, но в огромном большинстве случаев две Г. из трех (пара может быть любой) противопоставлены как противоположности, а третья нейтральна к основанию противопоставления, напр., с саттвой связано знание ( + ), с тамасом незнание ( ), с раджасом страстность (0); с саттвой ясность (0), с тамасом пассивность ( ); с раджасом активность ( + ) ; саттва соотносима с удовольствием ( + ) , раджас со страданием ( ), тамас с отсутствием реакции (0) и пр.

Т. обр., Г. как понятийное средство является также инструментом оценки и ориентации для выбора стратегии деятельности. Положительно оценивается всякое возрастание саттвы. Избавление ума от тамаса, а затем и от раджаса суть важные этапы освобождения души, за к-рыми следует растождествление души с Г. и всем природным как таковым. Теорию Г. санкхьи принимает и йога, а также и веданта, называя их "силами неведения". Теорию Г. Трактуют "Бхагавадгита ", "Мокшадхарма" и др.

А. Паривок .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины