Поиск в словарях
Искать во всех

Ислам - шариф

 

Шариф

шариф

благородный, знатный, духовно возвышенный человек. Во множественном числе ашраф, шурафа. В исламе так называют богобоязненных людей, которые следуют за дозволенным Аллахом и избегают запретного. В Коране говорится: «Ведь самый благородный из вас пред Аллахом самый благочестивый» (49: 13). До периода правления Аббасидских халифов, шарифами называли представителей мекканского рода Хашима (См.

Хашимиты), из которого происходил пророк Мухаммад. Также шарифами называли и потомков Али ибн Абу Талиба (См. Алиды). При Аббасидах же, так стали называть Алидов и потомков Аббаса дяди пророка (См. Аббасиды), из которых происходила правящая династия. В Египте, в период правления шиитско-исмаилитской халифской династии Фатимидов (297/910-567/1171), шарифами называли потомков дочери пророка Мухаммада Фатимы от ее сыновей Хасана и Хусайна.

Однако после Фатимидов так стали называть только потомков Хасана. Потомков Хусайна же стали называть саййидами (См. Саййид). Шарифы и саййиды были любимы и уважаемые в среде мусульман. Однако правящая династия Омейядских халифов, исходя из своих политических интересов, часто подвергала их гонениям. Часто они становились жертвами несправедливости.

В период правления Аббасидского халифа Абу Джафара аль-Мансура (139/754-158/775) потомки Хасана подверглись массовым репрессиям. Однако после аль-Мансура Аббасидские халифы относились к ним с большим почтением и уважением. При халифах Харун ар-Рашиде и аль-Мамуне шарифы и саййиды носили длинную одежду-джуббу зеленного цвета и головные уборы с зеленной повязкой.

Однако эта традиция была предана забвению к концу их правления. После них в мамлюкском Египте и Османской империи эта традиция была частично возрождена. Начиная с периода правления Аббасидов, для потомков пророка даже был учрежден специальный государственный орган, который занимался проблемами потомков пророка Мухаммада (См.

Накиб). Эта традиция также была продолжена и в других мусульманских государствах, например в мамлюкском Египте, в Османской империи. Передача милостыни для нужд шарифов и саййидов в суннитском Исламе не допускалась, так как по этому поводу имелся хадис пророка. Тем не менее, они пользовались рядом льгот и преимуществ.

По этой причине некоторые люди фабриковали свою родословную и представляли себя в качестве потомков пророка. Таких случаев было достаточно много. По этой причине, накибы вели специальные книги, в которых были родословные саййидов и шарифов. Но даже это не могло остановить многочисленных случаев фабрикаций. Некоторым шарифам удалось даже прийти к власти в отдельных регионах мусульманского мира.

Например, шарифами были Идрисиды в северной Африке и правители Мекки.(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.) .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины