Поиск в словарях
Искать во всех

Католическая энциклопедия - авраам

 

Авраам

авраам

(древнеевр. ‘Abraham, греч. Άβραάμ, лат. Abraham — досл. «отец многих») — ветхозаветный патриарх.

В Библии. Рассказы об А. содержатся в гл. 12–25 кн. Бытия. До встречи с Богом, описанной в Быт 17, он носил имя Аврам (‘Abram — «отец возвышен»). В гл. 17 Книги Бытия Бог дает Авраму новое имя: «Авраам». Согласно генеалогиям Книги Бытия, А. — дядя Лота (прародителя моавитян и аммонитян), отец Измаила (прародителя арабов), дед Исава (прародителя идумеев) и Иакова (прародителя евреев).

Рассказ об А. начинается с того, что Бог велит А. покинуть родину (Месопотамию) и идти в чужую страну — Палестину, обещая, что отдаст эту страну потомкам А. Несмотря на то что Сарра, жена А., бездетна, Бог вновь и вновь заверяет А., что Сарра родит ему сына. А. поверил Господу, и «Он вменил ему это в праведность» (Быт 15, 6; впоследствии эти слова будут исключительно важны для богословия ап. Павла — Рим 4, 3–5, Гал 3, 6–7), и происходит чудо: у столетнего А. рождается сын Исаак. Однако в гл. 22 Книги Бытия Бог велит А. принести сына в жертву. А. безропотно подчиняется; в последний момент посланный Богом ангел спасает Исаака. Этот рассказ столетиями привлекал к себе внимание иуд. и христ. экзегетов. В христ. богословии жертвоприношение Исаака стало прообразом крестной жертвы Сына Божьего. А. — один из любимых героев иудео-эллинистической лит-ры, мидрашей и апокрифов. К началу н.э. наименование «дети Авраама» или «сыны Авраама» сделалось привычным обозначением евреев как народа Божьего (ср. Мф 3, 9). Однако в Рим 4, 11–12 ап. Павел называет А. «отцом всех верующих», независимо от их происхождения и соблюдения ими евр. закона. Поэтому Божье обещание, что А. станет «прародителем многих народов» и «благословением для всех народов земли», понимается в христ. экзегезе как предвозвещающее обращение всех людей к Богу А. (Гал 3, 8).

За пределами Библии А. не упоминается в древневост. текстах; упоминания об А. у эллинистическо-рим. авторов зависят (непосредственно или опосредованно) от иудео-христ. традиции.

М. Селезнёв

В патрологии. Отцы Церкви видят в А. не только родоначальника евр. народа, но и образ многих добродетелей. Различные события из жизни А. обретают в сочинениях Отцов Церкви символическую трактовку. Напр., переселение А. из Ура Халдейского в Землю обетованную рассматривается как прообраз пути очищения, ведущего к Богу. Таково, в частности, толкование свв. Амвросия Медиоланского (De Abraham 1, 2, 4), Иеронима (Epistolae 71, 2; 108, 31; 125, 20), Григория Нисского (Adversus Eunomium 12), Иоанна Лествичника (Scala Paradisi 3). Ветхость тела А., согласно Оригену (Commentaria in Romanos 3, 7), символизирует умерщвление плоти. Послушание Богу, явленное в жертвоприношении А., указывает, согласно Папе Клименту I (Epistula ad Corinthios prima 10, 1–6), на веру в воскресение плоти. Аналогичное толкование темы жертвоприношения А. дают Ориген (Homilia VIII in Genesim), Кирилл Иерусалимский (Catecheses 5, 5) и Августин (De Civitate Dei 16, 32). В самом акте жертвоприношения А. символизирует, согласно Оригену (Homilia VII in Genesim) и Августину (De Civitate Dei 16, 32), Бога Отца.

Л. Мирри

Почитание и иконография. В раннехрист. искусстве изображение А., приносящего в жертву Исаака (либо приближающегося с ним к алтарю), часто встречается в катакомбах и на саркофагах. В мозаиках IV–VII вв. появляется новая композиция: стоящий либо коленопреклоненный А. встречает ангелов. Ср.-век. изображения А. связаны с богосл. интерпретацией его жертвы (напр., на витраже XIII в. в соборе в Бурже А. представлен вместе с сыном, несущим дрова, сложенные в форме креста). Изображали также сюжет посещения А. тремя ангелами, символизировавшими Святую Троицу (позднее эта тема получила выражение в знаменитой Троице А. Рублева). Слова Св. Писания (Лк 16, 22) о переходе в лоно А. (т.е. принятии после смерти на небеса) отразились в визант. и готических изображениях А., держащего на коленях миниатюрных людей, которые символизируют спасенные души. В искусстве Возрождения образу А. стали посвящать живописные циклы (Лоджия Рафаэля в Ватиканском дворце). В искусстве барокко тема А. встречается у Дж. Тьеполо, Я. Тинторетто и др. художников. Из живописцев XX в. к образу А. обращались Ж. Руо и М. Шагал.

Память А. в Католической Церкви (по Римскому мартирологу) и в Русской Правосл. Церкви — 9 октября.

Лит-ра: Vincent L.H. Abraham pПre des croyants. P., 1952; Rasco A. Migratio Abrahae circa annum 1650 // Verbum Domini 35 (1957), 143–154; Kilian R. Vorpriesterschriftliche Abraham-Жberlieferungen. Bonn, 1966; BS 1, 89–112.

(EK)

Католическая энциклопедия

EdwART

2011

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины