Поиск в словарях
Искать во всех

Ветхий и Новый заветы - одежда восточная

 

Одежда восточная

одежда восточная
Одежда восточная

и особенно Евреев (Мат.24:18 ). Искусство приготовлять одежду было известно на Востоке с древнейших времен. Первоначально вместо одежды употреблялись кожи животных (Быт.3:21 ). Одежды восточных жителей вообще были длинные, широкие и свободно прикрывали все тело. Красота одежды состояла в тонкости и цвете материи, из которой делалась одежда. Касательно цветов должно заметить, что светлый цвет служил символом довольства. "Да будут во всякое время одежды твои светлы", говорит Соломон (Екк.9:8 ). Голубой цвет был любимым у Иудеев и считался священным, так как был преобладающим цветом в завесах Скинии свидения и в священнических одеждах. Он был также весьма уважаем в Персии. Одежды пурпуровые и багряного цвета служили отличием богатых и почетных лиц. Главный материал, из которого приготовлялись одежды, состоял из шерсти, льна и шелка, впрочем во многих местах свящ. Писания трудно решить вопрос хлопчатобумажные или льняные материи упоминаются там. Как кажется, употреблялись и те и другие. Лен в древности разводился преимущественно в Египте, хлопок также произрастал здесь в изобилии и был в большом употреблении. Сомнительно, чтобы слова, выражающие понятия о шелке означали в Библии ткань, известную в настоящее время под этим названием. Евреям было нарочито запрещено законом носить одежду льняную или шерстяную, по мнению некоторых, на том основании, что подобная ткань имела отношение к языческому богослужению; другие же, основываясь на словах Иосифа Флавия, думают, что подобные одежды воспрещалось носить потому, что их преимущественно носили священные лица. Одежды вообще приготовлялись и делались женщинами, как то можно видеть из кн. Притчей (Прит.21:13 ,19,24). Азиатский фасон одежды, как то видно из прилагаемого при сем рисунка, остается почти неизменимым из века в век, и это обстоятельство проливает много света, вследствие новейших исследований, на форму одежды Евреев в частности. Можно думать, что их обыкновенная одежда состояла из внутренней одежды (белья), наружной одежды, пояса и сандалий.

Одною из самых древних и простых одежд был кусок полотна льняного или хлопчатобумажного, обвиваемый вокруг чресл и достигавший до колен. Это единственная одежда Арабов. Подобный кусок составляет также внутреннюю одежду, и он бывает так незначителен, что лица не имеющие кроме сего никакой другой одежды считаются как бы обнаженными (Ис.20:2 ,4). То же говорится о Петре, что он опоясался одеждою, потому что был наг (Иоан.21:7 ). В лучшей отделке эта внутренняя одежда делалась шире и длиннее и имела рукава; она иногда изготовлялась на ткацком станке и не имела швов (Исх.28:32 ). Хитон Спасителя был не сшитый, а весь тканый сверху (Иоан.19:23 ). Выражение рубашки и платья (Деян.9:39 ) очевидно означает внутреннюю и внешнюю одежду. Выражение в кн. пр. Даниила (Дан.3:21 ) исподнее и верхнее платье, головные повязки и прочие одежды означает по порядку: широкое нижнее белье, или широкие развивающиеся панталоны, мантии, а быть может и тюрбаны. Внутренняя одежда первоначально была очень простою, как выше указано нами; затем другой кусок одежды перебрасывался через плечо и прикрывал руки. С обеих сторон он застегивался и простирался до колен. В настоящее время это составляет обычную одежду в Аравии. Впоследствии появились рукава, сначала до локтей, а потом до кисти руки. Такая одежда очень походила на рубашку, за исключением отверстия для шеи. Рукава этой одежды делаются у Арабов широкими и открытыми, и поэтому ее всегда легко сбросить. Выражение обнажать мышцу (Ис.52:10 ) означает устранение всех препятствий самым могущественным членам телесного организма, дабы он мог действовать во всей своей силе. Как часть нижней одежды, совершающий священнослужение священник, ради особенных случаев, должен был носить льняные панталоны, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней (Исх.28:42 ).

Пояса. Так как одежды приготовлялись длинные и свободно спускались до самых ног, то их обыкновенно препоясывали вокруг чресл поясами. Это придавало фигуре красивый вид и предохраняло от запутывания во время труда или движения. По сему выражение препоясывать чресла сделалось знаменательным образным выражением, означающим готовность к службе, деятельности и бдительности; тогда как другое выражение снимать пояс означало предаваться покою и праздности (4Цар.4:29 , Иов.38:3 , Ис.5:27 , Иер.1:17 , Лук.12:35 , Деян.12:8 , 1Пет.1:13 ). Пояса делались из ремней, хлопчатобумажной материи или из кожи и бывали 6 вершков и более в ширину, с прикрепленною посреди пряжкою, посредством которой можно было расширять и уменьшать длину пояса. Иногда пояса делались из виссона или льняной материи (Иез.16:10 ) и часто украшались богатыми металлическими украшениями, драгоценными камнями или золотым шитьем. Пояс употреблялся иногда и для того, чтобы носить на нем оружие (2Цар.20:8 ), деньги и другие вещи, обыкновенно носимые в кармане. Полная привязанность народа Божия к служению Ему иносказательно поясняется поясом, близко лежащим к чреслам человека (Иер.13:11 ). Точно также правда и верность называются у пророка (Ис.11:5 ) препоясанием Обетованного Мессии.

Верхняя или наружная одежда (Мат.21:8 , Мат.5:40 ) вероятно состояла из четыреугольного или длинного куска бумажной материи в два или три ярда в длину и, может быть, в два ярда в ширину. Подобные одежды носятся в настоящее время Арабами. Означенная одежда просто обвивалась вокруг тела, как защита от непогоды, и в случае надобности ее можно было перебрасывать через плечо и под руку это было нечто в роде настоящих Индейских покрывал, и укреплялась на плечах двумя пряжками. Арабы перебрасывают эту одежду сверх левого плеча и под правую руку, и таким образом прикрывают все тело, оставляя обнаженною только правую руку. У бедных людей такая одежда служила ночным покрывалом (Исх.22:26 ,27, Иов.24:7 ). Это, вероятно, та самая одежда, или льняной покров, на который указывается в Евангелии Матфея (Мат.5:40 ), и который иначе в русской Библии называется верхнею одеждою, или милотью (4Цар.2:8 ). Полагают, что обшивка по краям этой одежды, или шелковые кисти с голубыми нитями (Чис.15:38 ) помещались по сторонам, или краям (Мат.23:5 ). Их доселе еще можно видеть на древних изображениях. Во время зимы носились меховые или кожаные одежды, как это существует и в настоящее время в Восточных странах. В (4Цар.1:8 ) и в кн. пр. Захария (Зах.13:4 ), быть может, разумеется, одежда из шерсти овец или козьего меха. Обычные кожаные одежды подобного рода преимущественно носились людьми самыми бедными и низшим классом (Евр.11:37 ), но меховые одежды ценились иногда очень дорого и составляли часть царских украшений. Овечья одежда (Мат.7:15 ) считалась образом невинности и кротости и символически служила к разоблачению лжепророков, которые на самом деле были хищные и прожорливые волки, жаждущие гибели человеческой. Слово "синдоны", употребленное в кн. Судей (Суд.14:12 -13), или рубашки из тонкого полотна, означает, по мнению некоторых, одежду, носимую непосредственно за теплою меховою одеждою и вероятно была та же самая, о которой говорится под общим именем: покрывала, плащаницы, епанчи и др. (Прит.31:24 , Ис.3:23 , Мар.15:46 ). Покрывало, упоминаемое в Евангелии Марка (Мар.14:51 ) вероятно составляло постельную принадлежность, которую в случае надобности поспешно набрасывали на себя и обвивали вокруг всего тела. Арабы пользуются и во время дня тою же самою одеждою, которая служит им для спанья и прикрытия ночью.

Различие между мужскою и женскою одеждою на Востоке не так резко обозначается, как у нас. Впрочем между тою и другою все-таки было некоторое различие. Моисей нарочито воспретил всякий обмен одежд между двумя полами. Подобное переодеванье было общим в языческих странах и соединялось с идолопоклонническим развратом. Общая одежда женщин, по всей вероятности, была так же проста и недорога, как и у мужчин. Широкая, развевающаяся верхняя одежда с запонками, или пряжкою на груди, и покрывало, по всей вероятности, были главными принадлежностями оной. Покрывало у девиц считалось знаком скромности. Так, об Ревекке говорится, что она взяла покрывало и покрылась (Быт.24:65 ). Оно служило также знаком покорности, или почтения у женщин замужних (1Кор.9:3 ,10). В пророчествах Исаии встречается точное описание различных предметов женской одежды у Евреев (Ис.3:15 ,23). "В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос плешь, и вместо широкой епанчи узкое вретище, вместо красоты клеймо".

Платки (Деян.19:12 ) были в общем употреблении у Евреев, и, по свидетельству путешественников, жители Восточных стран доселе носят платки в своих руках. Платки такого рода нередко бывают прекрасно изукрашены шитьем.

Опоясание (Быт.3:7 , Деян.19:12 ). Несомненно, что означенная часть одежды у Евреев по виду и цели существенно походила на передники и фартуки, которые употребляются и в настоящее время.

Сандалии, сапоги. см.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины