Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - ад

Ад

ад

1499-1503. Собор в Орвието (Италия).

(греч. hades), слово, используемое в Септуагинте (греческом переводе еврейской Библии) для передачи еврейского слова "шеол" и усвоенное Новым Заветом. В Ветхом Завете шеол мрачная подземная область, связанная с земным миром "вратами"; здесь души всех умерших людей, и добродетельных, и порочных, влачат призрачное существование, вдали от мира людей и от Бога, хотя некоторые ветхозаветные праведники и пророки надеялись на лучшую участь в будущей жизни (например, Иов 19:25-27, Пс 16:8-11 и 17:15).

Однако ко времени написания Книги Даниила в иудаизме складывается более развитая эсхатология, включающая в себя идею грядущего воскресения и суда: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде как звезды, вовеки, навсегда" (Дан 12:2-3; см. также Ис 26:19). В близком значении в Новом Завете (2 Петр 2:4) употреблено слово tartaros (в Синодальном переводе "адский мрак"): это место, куда Бог поместил падших ангелов, чтобы они дожидались там Страшного суда (согласно греческой мифологии, тартар располагался еще ниже ада-аида).

Для обозначения ада как места скорби и страдания в Новом Завете используется также слово geenna (от евр. Га-Хинном, "долина Еннома"). В еврейской Библии так называется глубокое ущелье близ Иерусалима, в котором совершался обряд принесения в жертву Молоху младенцев (2 Пар 28:3) и где постоянно поддерживался огонь, в котором сжигали отбросы и мусор.

Это место внушало страх, и его название превратилось в метафорическое обозначение места вечного наказания. Именно в этом смысле слово "геенна" и употребляется в Новом Завете. Оно встречается здесь 12 раз, причем 11 раз в трех первых евангелиях и всегда в речи самого Иисуса Христа. Эволюцию этой идеи ада как места посмертного наказания можно проследить от ее ранних, еще смутных предвосхищений (подобных образу ада в приведенной выше цитате из Книги Даниила) через апокалиптические сочинения относительно позднего периода (Книга Еноха, 3 Езд и др.

) до эпохи Христа, когда понимание ада как места вечной муки становится общепринятым и преобладающим. Среди бесчисленных описаний ада в художественной литературе наиболее яркими могут считаться образы, созданные Данте в Божественной комедии и Мильтоном в Потерянном рае.

ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира. Энциклопедия, тт.

1-2. М., 1991 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  м. адея, геена, тартар, тартарары, бездна, преисподняя, тьма кромешная, печь огненная; | вят. хайло, пасть, зев, горло, глотка. | *Невыносимое житье, ссора в доме, крик, брань, драка, содом. Что ад-эт разинул, что орешь. И в аду люди живут, о привычке; и в аду обживешься, так ничего. Хоть в аду ликуй, только нас минуй, о злом человеке вместо: хоть в раю. Всяк ада боится, а дорожка торится. В рай просятся, а заживо в ад лезут. Ад стонет, рыдает. грешных к себе призывает. Глас Божий вызвонит из ада душу грешника, говорят о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Лучше с умным в аду жить, чем с дураком в раю. Житье, словно в аду. На немилостивых ад стоит. Пусти душу в ад, будешь богат. В аду не быть, богатства не нажить, потому что богатый часто наживается неправдою. Не есть (нет, несть) во аде покаяния. Черти возят жерди: хотят ад городить, шутка. Из омута в ад рукой подать; в омуте водяной, бес, да в омуте ж и тонут. И в аду хорошо заступничество: ину пору хоть кочергой, вместо вил, подсадят: все легче. Ключи ада, ключи бездны, у скопцов: известн. части. Злой человек адово стяжанье. Врата адовы. Адская злоба, аду свойственная; адская жизнь, каторга, невыносимая....
Толковый словарь Даля
2.
  сущ., м., употр. сравн. частоМорфология: (нет) чего? а́да, чему? а́ду, (вижу) что? а́д, чем? а́дом, о чём? об а́де и в аду́1. В различных религиях адом называется то место (принято считать, что находится оно где-то глубоко под землёй), куда после смерти попадают души плохих, грешных людей, которым там уготованы вечные муки. Угодить, попасть в ад.2. Говоря фразу Благими намерениями вымощена дорога в ад, вы хотите сказать, что несмотря на оптимизм и намерения кого-либо сделать что-либо хорошее, это дело может закончиться плохо.3. Адом, кромешным адом и т. д. называют невыносимую, очень трудную жизненную ситуацию, невыносимую обстановку. Не жизнь, а сплошной ад!4. Слово ад используют, говоря о нравственных страданиях, душевных муках, испытываемых кем-либо. Душевный ад.5. Исча́дием ада называют человека, который обладает самыми отрицательными качествами (жестокостью, злостью, коварством).• а́дов прил.• а́дский прил.Толковый словарь русского языка ДмитриеваД. В. Дмитриев.2003 ...
Толковый словарь Дмитриева
3.
  м.1) Место, где по религиозным представлениям после смерти грешников их души подвергаются вечным мукам; преисподняя.2) а) перен. Обстановка, ситуация, условия, пребывание в которых мучительно, невыносимо.б) Душевные муки, нравственные страдания, испытываемые кем-л. ...
Толковый словарь Ефремовой
4.
  АД -а; предлож. об а́де, в аду́; м. [от греч. hadēs подземное царство].1. По религиозным представлениям: место, куда попадают души умерших грешников, обречённых на вечные муки (в отличие от рая, находящегося на небесах, ад расположен под землёй). Попасть в ад. Грозить адом. * Благими намерениями дорога в ад вымощена (Посл.).2. Обстановка, условия, пребывание в которых мучительно, невыносимо. Ад сражения. Не жизнь, а сплошной ад у кого-л. Кромешный ад (о невыносимо тягостных условиях).3. О нравственных страданиях, душевных муках, испытываемых кем-л. Носить в себе ад. Испытывать муки ада. ◊ Исчадие а́да. Тот, кто постоянно проявляет свои самые плохие свойства (жестокость, злобу, коварство и т.п.). ◁ Адов; Адовый; Адски; Адский (см.).Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
5.
  обозначает, по словам древних, ту часть преисподней, куда идут души грешников для наказания, картины чего фантазия разных народов рисовала себе различно. У греков и римлян эта часть преисподней называлась тартаром (см. это слово). Евреи, как и греки и римляне, полагали, что души всех умерших, расставшись с телом, спускаются в мрачное место — у евреев шеол (преисподняя для грешников), у греков гадес — и влачат там бездеятельное, безрадостное, равнодушное существование. Со времени вавилонского пленения представление о шеоле расширилось; его стали делить на рай (см. это сл.), обитель душ праведников, и на геенна (собственно — ге-инном, от Инном, названия долины около Иерусалима, куда выбрасывали для сожжения трупы нечистых животных и преступников) — место мучений, наказания грешных душ. В числе мучений главную роль играет огонь, вследствие чего ад представляли себе обителью огня, морем кипучей серы и огня, и считали вулканы за входы в него. В этом виде застало представление об аде у евреев учение Христа и изменило его согласно высокому своему учению о воскресении душ. По учению церкви, души как праведников, так и грешников...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
6.
  -а, об аде, в аду, м. 1. В религиозных представлениях: место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам. Муки ада (также перен.). Благими намерениями вымощена дорога в ад (о том, что хорошие намерения часто забываются, уступая место недобрым делам; книжн.). 2. перен. Невыносимые условия, тяжёлое состояние; хаос и ужас, царящие где-н. Душевный ад. II прил, адский, -ая, -ое (к 1 знач.). ...
Толковый словарь Ожегова
7.
  ада, мн. нет, м. (греч. hades). 1. По христианскому учению место, где после смерти грешников их души предаются дьяволу на вечные муки в огне. 2. перен. О чем-н., где происходит беспорядок, ужас. В минуту псарня стала адом (когда в нее попал волк). Крылов. || Шум, беспорядок, сутолока (разг.). У них сущий ад в доме. 3. перен. Мучительное душевное состояние, нравственные страдания. В душе у тетки ад думы самые хмурые. Д. Бедный. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины