Энциклопедия Кольера - цзюнь цзы
Цзюнь цзы
"Благородный муж", "совершенный муж"; исходное значение "дитя правителя". Синонимы "великий человек" (да жэнь), "гуманный человек" (жэнь жэнь). Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется "ничтожному человеку", "маленькому человеку" (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации ("орудийности" ци2) и преодолеть духовно-нравственную ограниченность.
У Конфуция понятие "цзюнь цзы" соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов ("благородный муж"); впоследствии оно приобретает более общий характер ("совершенный муж"). В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже "совершенномудрого" (шэн1), но так же своей "благодатью/добродетелью" (дэ1) способен воздействовать на "маленьких людей", как ветер на траву.
Его важнейшее качество "неорудийность" (бу ци), т.е., с одной стороны, духовно-нравствственная и поведенческая автономия, с другой приверженность дао, а не предметным реалиям (ци2). Наделенный "знанием предопределения (мин1)", цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и "сокрытость", удаление от дел при отсутствии дао.ЛИТЕРАТУРА
Конфуцианство в Китае. М., 1982 Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983 Личность в традиционном Китае. М., 1992 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999 .
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1648 | |
2 | 1346 | |
3 | 1277 | |
4 | 583 | |
5 | 571 | |
6 | 487 | |
7 | 451 | |
8 | 444 | |
9 | 402 | |
10 | 399 | |
11 | 391 | |
12 | 390 | |
13 | 387 | |
14 | 377 | |
15 | 375 | |
16 | 371 | |
17 | 365 | |
18 | 365 | |
19 | 356 | |
20 | 353 |