Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - дильтей вильгельм

Дильтей вильгельм

дильтей вильгельм

(Dilthey, Wilhelm)

(1833-1911), немецкий философ и историк культуры, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики и понимающей психологии. Родился 19 ноября 1833 в Бибрихе близ Висбадена. Сын пастора реформатской церкви. Изучал теологию в Гейдельбергском, затем в Берлинском университете; там же обратился к изучению философии.

Получил степень доктора в Берлинском университете в 1864, а два года спустя стал профессором философии Базельского университета. В дальнейшем был профессором университетов Киля (1868) и Бреслау (ныне Вроцлав) (1871), а также Берлинского университета, где преподавал с 1882. Умер Дильтей в Зейсе близ Больцано (Австрия) 3 октября 1911. Дильтей обладал острым и проницательным "историческим чутьем", которое позволяло ему видеть взаимосвязь культурных явлений общества, объединенных в каждый данный момент в органическое целое, растущее и умирающее.

Его многочисленные работы по истории западной цивилизации и особенно немецкой мысли принадлежат к классическому наследию историографии и литературоведения. Дильтей предложил получившее широкое признание понятие "наук о духе" (Geisteswissenschaften). Желание понять смысл исторического исследования побудило Дильтея заняться методологией истории, в частности, анализом того особого акта понимания (Verstehen), который позволяет историку интерпретировать все формы культурного творчества как выражение лежащего в его основе миросозерцания (Weltanschauung). Метод интерпретации был назван Дильтеем герменевтикой. Кант не смог дать "критику исторического разума", и Дильтей восполняет этот пробел во Введении в науки о духе (Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1883), первой части трактата о принципах исторического познания (так и не законченного). Он выделил три типа миросозерцания: натурализм (позитивизм), объективный идеализм (пантеизм) и идеализм свободы (теизм). От методологии Дильтей перешел к философии. Стремясь к пониманию изучаемых событий, историк сам оказывается погруженным в историю. Способ его работы, следовательно, не может быть объяснен через абстрактный и вневременной разум, занимающий центральное место в философиях Декарта и Канта, но требует более конкретного философского основания целостного контекста жизни, определяющего существование человека.

Развитие Дильтеем этой идеи привело к появлению некоторых тенденций в современной психологии, акцентирующих внимание на целостности психической жизни, несводимой к отдельным ее элементам и потому требующей интуитивного понимания, а также к "экзистенциальной философии", в которой рассудку противопоставлена конкретная индивидуальная жизнь.

Эти идеи получили выражение и в его незаконченном труде Строение исторического мира в науках о духе (Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften, 1910).

ЛИТЕРАТУРА

Дильтей В. Описательная психология. М., 1924 Дильтей В. Введение в науки о духе. В кн.: Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987 Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. В кн.: Культурология. XX век: Антология. М., 1995 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (Dilthey) — нем. философ, проф. Берл. унив. Род. в 1834 г. В своем соч. "Einleitung in die Geisteswissenschatten" (1883) он отвергает метафизическое обоснование научного познания. Написал "Leben Schleiermachers" (1870) и участвовал в издании переписки Шлейермахера ("Aus Schleiermachers Leben, in Briefen", 1860-63). В новейшее время появились еще его: "Das Schaffen des Dichters, Bausteine zu einer Poetik" (в "Philosophische Aufsätze", 1887); "Ueber die Möglichkeit einer allgemeingiltigen pädagogischen Wissenschaft" (в трудах Берл. акад., 1888); "Beiträge zur Lösung der Frage vom Ursprung des Glaubens an die Realität der Aussenwelt und seinem Recht" (1890) и др.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907 ...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины