Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - докетизм

Докетизм

докетизм
(от греч. dokeo казаться), раннехристианская ересь, отрицавшая полноту человечества Христа. Учение докетизма было основано на абсолютном противопоставлении духа и материи, характерном для гностицизма. Поскольку материя рассматривалась как низшее по отношению к духу и принципиально злое начало, невозможно было допустить, чтобы Бог действительно сделался человеком, поэтому докеты считали, что Христос лишь казался человеком, и либо он воспринял человеческий образ при рождении, расставшись с ним на кресте, либо само его тело было небесной, эфирной природы. Тем самым отрицалось учение о воплощении, искупительной жертве и воскресении Христа. На следы докетистских заблуждений указывают уже новозаветные послания (см. 1 Ин 1:1-3; 2:22; 4:1-3; 5:6; 6:20; 2 Ин 7), и этот взгляд решительно оспаривали апостольские мужи в своих писаниях. Гностики 2 в., Василид, Валентин и Маркион, были докетами, хотя во многом их позиции расходились. Формулировки Никейского символа веры, касавшиеся Иисуса Христа как "распятого... при Понтийском Пилате... страдавшего и погребенного..." и воскресшего из мертвых свидетельствуют о признании церковью человеческой природы Христа.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  так называется еретическое учение в христологии, утверждающее призрачность Богочеловека. Христос, по словам этого учения, только казался человеком, Его тело лишь казалось телесным. В Д. нельзя видеть определенной системы, а следует скорее признать направление мысли, свойственное по преимуществу гностицизму (см.), в котором христологические учения тесно переплетены с восточными понятиями о космологии и с греческим национализмом. Само слово "докетизм" не встречается у первых писателей, боровшихся против гностицизма; напр., его нет у Иринея. Первый писатель, упоминающий о докетизме — Феодорит — говорит о Маркионе, Василиде и других докетах. Ипполит в своем опровержении ересей (кн. VIII, § 8-11) излагает учение докетов и считает их определенной гностической сектой. Судя по изложению Ипполита, докеты весьма близки к учению Симона и Валентина. Отношение Бога к миру докеты представляют себе в образе семени, дерева и плода: как семя разрастается в плод, так и Бог открывается в мире, первоначально в мире интеллигибельном, в мире эонов, а потом и в видимом. Демиург, огненный Бог, создал внешний мир. Существо Демиурга — тьма, во тьме...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины