Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - экхарт иоганн

Экхарт иоганн

экхарт иоганн

(Eckhart, Johannes) (ок. 1260 ок. 1328), известный под именем Мейстера Экхарта, знаменитый средневековый немецкий мистик и богослов, учивший о присутствии Бога во всем существующем. Родился в знатной семье в Хоххайме ок. 1260. Вступив в доминиканский орден, обучался в доминиканских школах и стал магистром теологии в 1302. Как человеку исключительной интеллектуальной одаренности, ему приходилось отстаивать позиции доминиканского ордена в публичных диспутах с парижскими теологами.

Это позволило ему занять высокое положение в администрации ордена и стать провинциалом Саксонии (1304). Сначала в Страсбурге (1314-1322), а затем в Кельне огромные толпы народа стекались, чтобы послушать его проповеди. Однако в 1326 он был обвинен в ереси и предстал перед судом под председательством архиепископа Кельнского. Отрицая свою виновность, Экхарт обратился с апелляцией к папе.

В 1327 в Авиньоне он вновь предстал перед церковным судом, а в 1329 папа Иоанн XXII издал буллу, в которой осуждались 28 тезисов, извлеченных из сочинений Экхарта. Умер Экхарт между 1327 и 1329, однако точная дата, место и обстоятельства его смерти неизвестны. Из папской буллы явствует, что незадолго до смерти он изъявил готовность подчиниться решению Святого Престола.

Влияние Экхарта на своих современников и последователей Иоганна Таулера, Генриха Сузо, Рейсбрука, Маркварда из Линдау и др. было очень значительным. Однако на его сочинениях лежало клеймо ереси, и к исходу Средневековья он был почти забыт. Интерес к его учению возобновился лишь в начале 19 в. Экхарт учил, что вне Бога нет бытия. Бог присутствует во всем, но особенно в душе человека.

Человек, в своем греховном состоянии, не осознает божественного присутствия. Только очистившись от всего греховного, он может приготовить свою душу к мистическому единению с Богом, в чем и состоит главная цель человеческого существования. Достижение этой цели обеспечивается не заслугами человека, но даруется ему через благодать.

Никакой человеческий язык не в состоянии описать это величайшее из доступных человеку мистических переживаний, которое Экхарт называет "рождением Сына в душе".

ЛИТЕРАТУРА

Экхарт, Мейстер. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины