Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - эпикуреизм

Эпикуреизм

эпикуреизм
После смерти Александра Македонского в 323 до н.э. греческий мир вступил в период упадка. В этих условиях эпикуреизм как образ жизни процветал с конца 4 в. до н.э. по крайней мере до 3 в. н.э. Привлекательным его делала прежде всего исповедуемая мораль, которая, однако, была основана на философском представлении о Вселенной, обращенном скорее к интеллектуалам, чем к широким массам.

В отличие от стоицизма, главного соперника и оппонента эпикуреизма, основные принципы и теоретические положения последнего не претерпели каких-либо изменений на всем долгом пути его существования как одной из великих философских школ античности. Так, в знаменитой поэме Лукреция О природе, написанной в середине 1 в. до н.э., излагаются, по существу без больших изменений, основные положения философии Эпикура.

Главный акцент Эпикур делал на необходимости освободить человечество от двух величайших страхов: страха перед богами и страха перед смертью. Не отрицая того и другого и ценности религии, Эпикур, однако, утверждал, что богам совершенно безразличны человеческие дела и что смерть есть просто прекращение жизни, а загробной жизни не существует.

Свои теоретические положения, согласно которым Вселенная представляет собой систему механически организованных атомов, образующих все вещи, Эпикур заимствовал у атомистов Демокрита и Левкиппа. К числу качеств атома он добавил вес, предположив, что первоначально атомы падали через пустоту вниз. Чтобы объяснить возникновение сложных вещей и структур, вводилось представление о спонтанном "отклонении" атомов от траектории падения.

Неотъемлемо присущая природе свобода сделалась основой эпикурейской веры в свободу воли. Обладая свободой, человек имеет перед собой выбор, а потому сталкивается с проблемой счастливой жизни. Отталкиваясь от здравого смысла и полагая ощущения безошибочными (ошибки возникают уже в представлениях), Эпикур отождествил благо с удовольствием, а зло с болью.

Боль вызывается нарушением равновесия в атомах, образующих тело; возвращение этих атомов в состояние равновесия сопровождается удовольствием. Отсюда следует, что величайшее благо это максимальное количество удовольствия. Сильное телесное наслаждение влечет за собой болезненные последствия, поэтому в конечном итоге величайшее благо заключено не в телесном наслаждении, но в максимальном равновесии или в отсутствии боли.

А это есть состояние атараксии, или невозмутимости. Чтобы достичь атараксии, требуется воздержание, уход от общественной деятельности, освобождение от любой зависимости, отказ от власти, богатства и телесных вожделений. Более всего ценятся умственные удовольствия, прежде всего дружба, величайшее достояние мудреца. После утверждения христианства эпикуреизм начал приходить в упадок и был забыт, однако в 17 в.

возобновившийся интерес к атомизму побудил Пьера Гассенди к серьезному изучению этого учения.

ЛИТЕРАТУРА

Лукреций. О природе вещей, тт. 1-2. М. Л., 1947 Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  1. м.1) Система взглядов древнегреческого философа Эпикура, на основе атомизма объяснившего мир материалистически, а с точки зрения этики проповедовавшего разумное стремление человека к счастью.2) Мировоззрение, возникшее на основе искаженного толкования этического подхода Эпикура о разумном стремлении человека к счастью и видящее смысл человеческой жизни лишь в удовлетворении чувственных инстинктов и в наслаждении личными удовольствиями и комфортом.2. м.Склонность к чувственным наслаждения, личным удовольствиям и комфорту. ...
Толковый словарь Ефремовой
2.
  ЭПИКУРЕИ́ЗМ -а; м.1. Учение древнегреческой и римской философии, согласно которому основой счастья человека является удовлетворение его жизненных потребностей, разумное наслаждение и покой.2. Книжн. Мировоззрение, возникшее на почве искажённого толкования этого учения и видящее смысл жизни в утончённых удовольствиях, комфорте и т.п. ● По имени древнегреческого философа-материалиста Эпикура.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
3.
  -а. м. 1. В древнегреческой и римской философии, позднее во Франции в 17 в.: учение, согласно к-рому основой счастья человека является удовлетворение жизненных потребностей, разумное наслаждение и покой [по имени древнегреческого философа-материалиста Эпикура]. 2. Мировоззрение, возникшее на почве этого учения и видящее смысл жизни в утончённых удовольствиях, в комфорте (книжн.). II прил. эпикурейский” -ая, ое. ...
Толковый словарь Ожегова
4.
  эпикуреизма, мн. нет, м. 1. Философское учение древнегреческого философа Эпикура (филос.). 2. Мировоззрение, выросшее на почве одностороннего истолкования этого учения и видящее смысл человеческой жизни в удовлетворении чувственных инстинктов и в достижении личного блага (книжн.). 3. Склонность к чувственным удовольствиям, к изнеженной жизни, то же, что эпикурейство (книжн.). ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины