Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - эйкен рудольф

Эйкен рудольф

эйкен рудольф

(Eucken, Rudolf Christoph) (1846-1926), немецкий философ, последователь Фихте, родился в Аурихе на севере Германии 5 января 1846, получил образование в Геттингенском и Берлинском университетах у Р.Лотце и Ф.Тренделенбурга. В 1871-1874 преподавал философию в Базельском университете, затем в Йенском университете (до 1920). Эйкен лауреат Нобелевской премии по литературе 1908.

В 1912 был приглашен в Гарвардский университет, в 1914 в Токийский университет. Среди ранних трудов Метод аристотелевской логики (Die Methode der aristotelischen Forschung, 1872), однако позднее Эйкен начинает заниматься этикой. Введение в жизнь духа (Einfhrung in eine Philosophie des Geisteslebens, 1908) содержит критику натурализма и интеллектуалистического пантеизма и взгляд на человека как место встречи природы и духа.

Эйкен автор концепций "ноологического метода" и "метафизики духа". С его точки зрения, человек может достичь блага духовной жизни только благодаря собственным неустанным усилиям в этом направлении (т.н. этический активизм, согласно которому деятельность, особенно деятельность духовная, является сущностью реальности и критерием истины).

Эйкен критиковал социализм за ограничение свободы и приуменьшение значения духовности и культуры в жизни человечества. Идеи Эйкена были очень популярны в 20 в. в Германии, а также в Англии, США, Японии и скандинавских странах. Умер Эйкен в Йене 14 сентября 1926. Среди его работ Человек и мир (Mensch und Welt. Eine Philosophie des Lebens, 1918); Смысл и ценность жизни (Der Sinn und Wert des Lebens, 1908); Можно ли еще оставаться христианами? (Knnen wir noch Christen sein? 1914) и многие другие.

ЛИТЕРАТУРА

Эйкен Р. Смысл и ценность жизни. Х., 1911 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (Eucken, род. в 1846 г.) — нем. писатель, профессор философии в Базеле и Иене. Сначала занимался вопросами историко-философского характера, потом перешел к проблемам философским и, наконец, к задачам религиозным. Из сочинений, принадлежащих к первой группе, выдаются: "Ueber die Methode der Aristotelischen Forschung" (1872); "Geschichte und Kritik der Grundbegriffe der Gegenwart (Лпц., 1878) и "Geschichte der philosophischen Terminologie" (ib., 1879). В двух последних сочинениях Э. пошел по пути, намеченному Тейхмюллером, т. е. от исследования связи философских систем и теорий обратился к выяснению возникновения и развития понятий. Весьма ценный опыт философского словаря Э. получил более подробную обработку в труде Эйслера "Wörterbuch der philosophischen Begriffe und Ausdrücke" (Б., 1899). Между историко-философскими работами Э. замечательны еще: "Ueber Bilder und Gleichnisse in d. Philosophie" (Лпц., 1880), "Die Philosophie des Thomas von Aquino und die Kultur der Neuzeit (Лпц., 1890) и в особенности "Die Lebensanschauungen der grossen Denker" (3 изд., Лпц., 1899). Ко второй группе сочинений Э., философской, относятся: "Prolegomena zur Forschung über die Einheit des Geisteslebens im Bewusstsein und That der Menschheit" (Лпц., 1887); "Die Einheit des Geisteslebens im Bewusstsein und That der Menschheit" (1888) и "Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt" (1896). На образование философских воззрений Э. имели сильное влияние...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины