Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - гармония

Гармония

гармония

в музыке одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов в отличие от контрапункта (полифонии), который имеет дело с горизонталью и в котором отдельные голоса, хотя и подчиняются законам гармонии, прежде всего являются самостоятельными мелодическими линиями. В классических произведениях органично сочетаются приемы гармонии и полифонии, но, как правило, преобладает тот или иной стиль письма.

Например, в прелюдиях из Хорошо темперированного клавира И.С.Баха преобладает гармоническое письмо, а в фугах контрапунктическое. Простейшая форма гармонического аккомпанемента аккордовая, когда аккорды движутся в одном ритме с мелодией. Такая форма свойственна хоровым изложениям гимнов или популярных песен. При более развитой и сложной мелодии гармония движется медленнее, ибо слух не способен воспринять слишком частые смены аккордов. При сопровождении мелодий в медленном или умеренном темпе нередко применяются арпеджио, т.е. "разложенные" аккорды, где тоны аккорда берутся по очереди, а не одновременно. Иногда в подобных случаях аккорды могут повторяться в соответствии с простой ритмической фигурой (как, например, в военном марше).

Предмет гармонии прежде всего аккорды и их обращения (инверсии): трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенные септаккорды, увеличенные секстаккорды, доминантсептаккорды, нонаккорды и т.д. Конечно, в гармонии изучаются качества отдельно взятого созвучия, но большее значение имеет изучение последовательностей аккордов и законов, управляющих сочетанием созвучий.

Особое внимание уделяется кадансам, т.е. завершениям гармонических последовательностей, а также модуляциям, т.е. переходам из одной тональности в другую. Кроме того, гармония касается и области контрапункта, точнее говоря, вертикальных созвучий, которые образуются при сочетании мелодических линий (в этом случае учитываются проходящие звуки, задержания, альтерированные звуки и апподжиатуры неприготовленные задержания).

Происхождение учения о гармонии. Термин "гармония" в специфически музыкальном смысле не синонимичен понятиям "благозвучие" или "созвучие"; он охватывает также "какофонию" и "диссонанс". Классическая гармония в том виде, в каком она представлена в музыке с конца 16 в. и описана Ж. Ф. Рамо в 18 в., отличается простотой и ясностью; в основе этой системы лежит трезвучие.

Даже гармония 19 в., более сложная и насыщенная хроматизмами, остается в своих основах классической, и самые смелые аккордовые последовательности в музыке Р. Вагнера (1813-1883) могут рассматриваться как результат развития классических законов. Целотоновая аккордика К. Дебюсси (1862-1918) и других импрессионистов (т.е. аккордика, основанная на звукоряде из целых тонов: до ре ми фа-диез соль-диез си-бемоль) вытекает из принципа доминантового нонаккорда.

Смысл ее, однако, состоит прежде всего в том, что октава делится не на семь, а на шесть равных промежутков. Таким образом, аккордика импрессионистов вступает в особые отношения с общепринятой системой темперации. Увеличенное трезвучие (до ми соль-диез) является производным от целотонового звукоряда и так же, как он, основано на симметричном делении октавы.

Еще один пример симметрии уменьшенный септаккорд (до ми-бемоль фа-диез ля). Аккорды такого типа играют важную роль при модуляциях или в случаях, когда композитору желательно создать эффект тональной неопределенности; они могут нотироваться разными способами и трактоваться как принадлежащие разным тональностям. Классическая аккордика основана на трезвучии как геометрия Евклида покоится на определенных аксиомах.

Но подобно тому, как существует неевклидова геометрия, существует и не-трезвучная аккордика. В соответствующих условиях увеличенные или уменьшенные аккорды могут звучать вполне устойчиво и не требовать разрешения в аккорды определенной тональности.

Постклассическая гармония. Для современного творчества характерен все больший отход от закономерностей классической гармонии.

Так, А. Шенберг (1874-1951) постоянно употреблял гармонию, построенную по квартовому принципу, и эти созвучия (так же, как и целотоновые созвучия импрессионистов) имели свою логику организации. В результате созвучие типа соль до фа обретало статус тонического трезвучия в классической гармонии; от него могли строиться соответствующие многозвучные аккорды.

Но даже при включении альтерированных тонов квартовая (или другая "сконструированная") гармония не может дать того разнообразия и богатства, которое предоставляет классическая терцовая гармония. Ранние додекафонные сочинения Шенберга не содержат оригинальной гармонической системы; в дальнейшем композитор экспериментировал с разными способами симметричного деления октавы.

Другие авторы, не связанные с додекафонией, тоже проводили опыты по созданию новых типов аккордики. Если когда-нибудь будет принята иная система темперации (например, делящая октаву на 19 частей), то возникнет то же противоречие, пока не будет создана соответствующая новой темперации гармоническая система.

ЛИТЕРАТУРА

Способин И. В., Лекции по курсу гармонии. М., 1969 Холопов Ю. Н., Очерки современной гармонии. М., 1974 Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера. М., 1975 Этингер М. А., Раннеклассическая гармония. М., 1979 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях. Гармонический, стройный, созвучный соразмерный, добростройный, согласный. Гармонировать, отвечать, соответствовать, согласоваться созвучить; быть под одно, подстать, подмасть, под лад. Гармонист м. о сочинителе музыки: искусный в составлении и расположении созвучий. Мелодист, изобретатель голосов, напевов; гармонист, согласователь многозвучий. Гармоника ж. музыкальное орудие различного устройства, со стеклянными или деревянными клавишами, по которым бьют палочками; со стеклянными кругами, чашками, по которым водят пальцами; также мех, со вставлеными пищиками и затворками. ...
Толковый словарь Даля
2.
  гармо́ниясущ., ж., употр. сравн. частоМорфология: (нет) чего? гармо́нии, чему? гармо́нии, (вижу) что? гармо́нию, чем? гармо́нией, о чём? о гармо́нии1. В музыке гармония — это совокупность выразительных средств музыкального произведения, основанная на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности, а также раздел теории музыки и учебный предмет, изучающие эти средства. Законы гармонии. | Тенденции современной гармонии.2. Гармонией называют хорошее сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, свойств и т. п.). Осенний лес поражал гармонией красок.3. Гармонией называют состояние устойчивого равновесия, покоя, которое возникает в результате правильного распределения, сочетания, взаимодействия и т. п. чего-либо. Религия помогает человеку обрести душевную гармонию.Толковый словарь русского языка ДмитриеваД. В. Дмитриев.2003 ...
Толковый словарь Дмитриева
3.
  ж.1) Взаимное соответствие (явлений, предметов, качеств и т.п.).2) Стройность звучания; благозвучие.3) а) Одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи в последовательности таких созвучий.б) Созвучия, аккорды, а также их последовательность в каком-л. произведении или характерные для того или иного композитора, композиторской школы, направления.в) Область изучения способов и правил построения, взаимосвязи аккордов (в теории музыки). ...
Толковый словарь Ефремовой
4.
  ГАРМОНИЯ1. ГАРМО́НИЯ, -и; ж. [от греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность]1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти средства. Законы гармонии. Г. многоголосия. Важнейший компонент гармонии аккорд. Русская песенная г. Тенденции современной гармонии.2. Благозвучие, стройность и приятность звучания; стройное, согласованное звучание, созвучие. Г. стихов. Звуки колоколов сливались в могучую гармонию.3. Стройное сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, свойств и т.п.). Г. красок. Душевная г. Законы мировой гармонии. * Всё в ней гармония, всё диво (Пушкин). ◁ Гармонический (см.).2. ГАРМО́НИЯ, -и; ж. Разг. = Гармо́нь. Играть на гармонии.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
5.
  -и, ж. 1. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки. 2. Согласованность, стройность в сочетании чего-н. Г. звуков. Г. красок. Душевная г. Г. интересов. * Поверить алгеброй гармонию (книжн.) — попытаться переложить на язык разума, логики то высокое, духовное, что доступно только чувствам. |Г прил. гармонический, -ая, -ое. ...
Толковый словарь Ожегова
6.
  гармонии, ж. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию. Пушкин. 2. Благозвучие, Стройность и приятность звуков (книжн.). Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма. 3. Согласованность, взаимное соответствие (книжн.). Гармония интересов. Между нами установилась полная гармония. Гармония красок. || Согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-н. целого, внутренняя цельность, полнота, согласие (книжн.). Мировая гармония. Душевная гармония. Лицо его выражало запас силы, воли, внутренней гармонии и самообладания. Гончаров. || Стройность, пластичность, мерность, полнота и законченность внешнего выражения (книжн.). Каждый жест актрисы исполнен гармонии. всё в ней гармония, всё диво, всё выше мира и страстей. Пушкин. 4. То же, что гармоника в 1 знач. (обл., простореч.). ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины