Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - голубинский федор александрович

Голубинский федор александрович

голубинский федор александрович

(1797-1854), русский философ и богослов. Родился 22 декабря 1797 в Костроме. В 1818 окончил Московскую духовную академию. С 1824 по 1854 профессор Академии. Читал курсы по истории философии, онтологии, гносеологии, нравственной философии. Основные труды Голубинского, дающие представления о его религиозно-философских идеях, были опубликованы посмертно.

Прежде всего это записи его лекционных курсов: Лекции по умозрительному богословию, Умозрительная психология, Лекции по философии. Развивая традицию платонизма, мыслитель обращался также к немецкой философской классике, творчеству Ф.Якоби, Ф.Баадера и др. Устанавливая границы философского опыта по отношению к опыту богословия, Голубинский в то же время считал стремление к безграничности познания изначальным и коренным свойством человеческого разума.

Идея Единого Бесконечного Существа центральная и в онтологии Голубинского, и в его гносеологических воззрениях. Идея Бесконечного Бытия определяет метафизическую природу человека, бесконечную устремленность его духа. Но эта же идея "освещает" конечность и ограниченность всего существующего, в том числе и человеческого познания.

Подлинным ответом человеку в его устремленности к бесконечному единству становится Божественное Откровение. Задача же философии как "системы познаний, приобретенных разумом" состоит в воспитании в человеке "любви к премудрости божественной и человеку предназначенной". Умер Голубинский в Сергиевом Посаде 22 августа 1854.

ЛИТЕРАТУРА

Введенский А.

И. Ко дню столетней годовщины рождения Голубинского. М., 1898 Голубинский Ф.А. Лекции философии проф. Московской духовной академии протоиерея Ф.Голубинского. М., 1984 Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  I(протоиерей, 1797-1854) — основатель русской теистической философии, род. и ум. в Костроме. Окончив костромскую семинарию, служил в ней информатором греческого яз., а затем поступил в Московскую духовную академию, где и сделался профессором философии. Среди своих слушателей Г. пользовался славою глубокого и оригинального мыслителя, но до последнего времени не было возможности составить себе понятие о характере и направлении философии Г. При жизни он напечатал — да и то без подписи — лишь одно небольшое письмо о конечных причинах ("Прибавление к твор. св. отцов", 1847 г., стр. 176-205). Только с 1868 г. бывшие слушатели Г. начинают издавать его лекции (самое полное издание сделано на средства Общества люб. дух. просв., М., 1884 и след.). Жизненным нервом философии Г. является идея высочайшего существа. У своих предшественников он ищет главным образом то, что может дать прочную опору этой идее. Выросши на вольфовской философии, Г. не остался чужд и новым течениям мысли. Заметнее всего влияние Канта и Якоби. Философия — система познаний о всеобщих главнейших силах, целях природы внешней и внутренней, а также о свойствах виновника их. Эти...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины