Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - гус ян

Гус ян

гус ян
(Hus, Jan)

(ок. 1371-1415), чешский религиозный реформатор. Родился в местечке Гусинец (Чехия) в крестьянской семье. В 1393 окончил Пражский университет, где в 1396 получил степень магистра свободных искусств, в 1401-1402 был деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 и 1409-1410 ректором университета. В 1402 он был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке. Еще в студенческие годы Гус попал под влияние известных деятелей реформаторского движения (в частности, Яна Милича и Матвея из Янова), которое зародилось в Чехии к концу правления (1346-1378) императора Карла IV и стало весьма заметным к 1400. Гус примкнул к этому движению и сделался пламенным его приверженцем. Его роль в спорах и полемике относительно церковной реформы оказалась столь значительной, что уже в скором времени Гус стал признанным вождем сторонников реформ. Настоятельная необходимость их проведения признавалась всеми, однако мнения о ее глубине и средствах осуществления расходились. Поначалу между проповедниками реформ и церковными властями не было разногласий, и часто они работали сообща. В ряде случаев архиепископ Пражский приглашал Гуса выступать с проповедями перед собранием клириков и вносить предложения о том, как исцелить язвы, поразившие общество и церковь. Но когда вдобавок к своим собственным идеям Гус начал проповедовать учение Джона Уиклифа, высшее церковное начальство от него отвернулось. Папская курия, выведенная из себя обличениями Гуса, выпустила против него в 1410 буллу, тогда же архиепископ Пражский распорядился о сожжении книг Уиклифа и наложил церковный запрет на деятельность Гуса и его сторонников. Еще ранее повсюду, кроме церквей, были запрещены проповеди (эта мера явно была направлена против Вифлеемской часовни). В 1411 тот же архиепископ торжественно провозгласил церковный запрет против Гуса и пригрозил всем местностям, которые его укроют, интердиктом (отказом в праве совершать богослужения). В 1412 в Прагу были направлены папские эмиссары для сбора денег (посредством продажи индульгенций), которые предназначались для объявленного папой Иоанном XXIII крестового похода против короля Неаполя Владислава. Проповеди Гуса и его сторонников против индульгенций и последовавшие за ними народные выступления явились последней каплей. Новое послание еще более ужесточило церковный запрет и угрожало приостановкой богослужений в Праге. Тогда Гус обосновался в замках своих последователей вблизи Праги. В октябре 1414 он, положившись на слово императора Сигизмунда, который гарантировал его безопасность и дал в сопровождающие чешских дворян, выехал на собор в Констанце, надеясь, что ему удастся оправдать свое учение и деятельность. Но вскоре после прибытия в Констанц Гус был взят под стражу. Состоялись три заседания, на которых Гус пытался утверждать, что многие предъявленные ему обвинения не соответствуют действительности и он ничего подобного не утверждал (так, он не разделял учения Уиклифа о т.н. "реманенции", т.е. сохранении сущности хлеба и вина при евхаристии в неизменном виде), другие подверглись искажению (так, утверждалось, что Гус говорил о неспособности клириков, обретающихся в смертных грехах, совершать таинства, но при этом опускалось важное добавление: "надлежащим образом"). Практика же причащения мирян и хлебом, и вином, а не одним только хлебом, еще не была окончательно, на уровне официального учения церкви, отвергнута и осуждена. Выдвинутое в трактате О церкви учение о Христе как о главе церкви и о том, что церковь представляет собой "совокупность избранных", также могли быть объявлены еретическими лишь при очень необъективном рассмотрении. Гусу предложили отречься от своего учения, и это спасло бы ему жизнь, однако он возразил, что не может отрекаться от того, чего не утверждал. Тогда его, как неисправимого еретика, приговорили к сожжению заживо на костре, что и было исполнено здесь же, в Констанце, 6 июля 1415. Известие о его казни и о предательстве императора вызвали в Чехии взрыв возмущения и новый подъем национальных чувств. 452 представителя высшей знати, собравшиеся в Праге в начале сентября 1415, подписали протест, который был направлен собору. То был пролог гуситских войн и начало продолжавшейся столетиями борьбы Чехии за религиозную и политическую свободу.

КАЗНЬ ЯНА ГУСАЛитературная деятельность Гуса протекала параллельно его борьбе за свои воззрения. Обращаясь к академическим кругам и мирянам, он использовал как латынь, так и чешский язык. Наиболее примечательным вкладом Гуса в дело защиты реформ явилась книга О церкви (De Ecclesia, 1413). Труды Гуса на чешском языке замечательное литературное дополнение к его проповедям в Вифлеемской часовне. Их число значительно выросло в течение его добровольного изгнания, они были предназначены как последователям Гуса в Праге, так и новым его сторонникам по всей стране. Циклу работ на чешском языке, в которых Гус стремился осветить сложные проблемы или объяснить основоположения христианского учения, предшествуют краткие трактаты по вопросам, представляющим общий интерес. Его труд Объяснения веры, декалога и молитвы Господней содержит описание тонких теологических проблем на доступном пониманию народа уровне. Важное место следует отвести собранию чешских проповедей Postilla, а также блестящему описанию христианских принципов Дочь, или Истинное знание о подлинном молении, которое посвящено набожным женщинам, членам конгрегации Яна Гуса.

ЛИТЕРАТУРА

Иванов Ю.Ф. Ян Гус в советской послевоенной историографии. Советское славяноведение, 1983, № 5

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (Hus). — С именем и деятельностью Яна Г. связано самое крупное проявление непосредственного участия одного из славянских народов в духовной жизни средневековой Европы. Интерес к Г. давно уже проявился в русской литературе и даже породил странную историческую гипотезу, любопытный образчик увлечения идеей в полном противоречии с фактами. Среди славянофилов установился взгляд, что религиозное движение, во главе которого шел Г., выражало собою противоположность славянского духа западноевропейскому и коренилось в предании, сохранившемся со времени православной проповеди св. Кирилла в Моравии и Чехии. Ввиду этого необходимо предпослать истории Г. несколько замечаний о среде, в которой он жил, и о влиянии, под которым развивались его богословские взгляды. Родина Г., Богемия или Чехия, была вдвинута в XIV в. в центр европейских дел благодаря тому, что Люксембургская династия, в ней царствовавшая, заняла престол св. Римской империи. Это чрезвычайно содействовало подъему ее национальной культуры. Карлу IV удалось (еще будучи маркграфом) добиться освобождения чешской церкви из-под зависимости от майнцкого архиепископа и...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины