Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - хасидизм

Хасидизм

хасидизм

(древнеевр. "хасид" "благочестивый, набожный человек"), еврейское религиозное движение, берущее свое начало в 18 в. и характеризующееся склонностью к мистицизму и религиозной экзальтации. До появления хасидизма еврейской мысли был присущ рационализм и приверженность букве религиозного закона, хотя черты хасидского учения можно проследить с очень давних времен, поскольку элементы мистицизма можно найти в иудаизме уже в позднебиблейский период.

Хасидизм как движение был основан Израилем Баал Шем Товом (1700-1760), поселившемся в Меджибоже (Польша; ныне Украина). БЕШТ (аббревиатура имени Баал Шем Тов), проповедовал бедным евреям, не имевшим ни средств, ни возможности учиться у великих раввинов той эпохи, учение о служении Всевышнему в радости. Разочарованная обманом и отступничеством лжемессии Саббатая Цви, неудовлетворенная сухим законотворчеством раввинистической школы, беднота горячо откликнулась на эту проповедь, призывающую к молитве и религиозному экстазу. Когда хасидизм достиг своего расцвета, уже более половины еврейского населения Европы стало хасидами.

Хасидизм не затрагивал основ учения и практики иудаизма, но придавал ему более эмоциональный характер. Основные идеи хасидизма заключаются в следующем: Бог вездесущ, и служение ему в малом равнозначно служению в великом; служить ему лучше в радости; во всяком человеке есть что-то хорошее; нет такого грешника, чей грех не мог бы быть искуплен.

Особое значение придается эмоциональной молитве, цель которой достижение подлинного духовного общения с Богом. Хотя хасидизм испытал влияние каббалы, хасиды чуждались аскетизма и стремились к объединению в религиозные группы. Некоторые хасидские лидеры, среди которых был Шнеур Залман из Ляд (1747-1812), внесли в хасидскую мысли рационалистические и философские элементы.

После смерти БЕШТА в хасидизме оформились различные направления, каждое из которых возглавил цаддик (так называли святых чудотворцев). Соперничество между цаддиками и их приверженцами привело к искажению учения о божественной любви и других идей, которым учил основатель хасидизма, чрезмерно большое значение стали придавать чудесным способностям цаддика.

С тех пор место цаддика стало наследственным, возникли даже соответствующие династии Хасидизм натолкнулся на решительное противодействие со стороны представителей раввината, придерживавшихся мнения, что Богу лучше служить путем познания его закона, а несколько позже со стороны приверженцев Хаскалы (еврейского просветительского движения).

Исчезновение гетто, приобщение к современной жизни, Первая мировая война и внутреннее брожение в общинах привели к ослаблению позиций хасидизма. Однако духовное обновление и религиозный энтузиазм хасидизма оживили еврейскую религиозную жизнь и сыграли заметную роль в еврейской мысли.

ЛИТЕРАТУРА

Бубер М. Хасидские предания.

М., 1997 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  м.Религиозно-мистическое течение в иудаизме, возникшее в ХVIII в. как секта и впоследствии широко распространившееся среди верующих евреев. ...
Толковый словарь Ефремовой
2.
  ХАСИДИ́ЗМ -я; м. [от евр. hassid благочестивый]. В иудаизме: мистическое религиозное течение, стремящееся к соединению с природой через прямое молитвенное общение с богом, обосновывающее ценность удовольствия и милосердия (возникло в середине 18 в. в Польше как выражение религиозного протеста верующих евреев против засилия в общинах раввинов).Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
3.
  обширное религиозное движение, возникшее среди польских евреев в XVIII в. и увлекшее около половины всей еврейской массы. По своему буквальному смыслу, слово X. тождественно с пиетизмом ("хасид" и "pius" = благочестивый ), и хасидское учение настолько сходно с одноименным протестантским учением, насколько оба они отводят первое место в религии не догме и обряду, а чувству или эмоции веры. Представляя по своим внутренним мотивам одно из любопытнейших явлений религиозной психологии вообще, X. в еврейской истории принадлежит к числу крупнейших духовных переворотов, имевших сильное влияние на культурный быт евреев, преимущественно восточной Европы. С древнейших времен в иудаизме замечалась борьба двух начал: догматико-обрядового формализма и непосредственного чувства веры. Дисциплина закона всегда боролась против мистической созерцательности, дающей простор индивидуальным склонностям в области религии. Такова была борьба между фарисейством и ессейством в древности, талмудизмом и каббалою в средних веках, раввинизмом и мистико-мессианскими движениями в XVI — XVIII в. В Польше, где с XVI-го в. утвердилась главная масса еврейства,...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
4.
  хасидизма, мн. нет, м. (от др.-евр. hasidh благочестивый) (религ.). Религиозно-мистическое течение у евреев, возникшее в 18 веке как секта и впоследствии широко распространившееся среди верующих евреев. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины