Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - комедия

Комедия

комедия
восходит к ритуальным песням на празднике Диониса, бога плодородия и изобилия. По преданию, некто Сузарион превратил сдобренные грубыми шутками фаллические песни в театральное представление и в 580 до н.э. перенес комедию из Мегары в аттический дем Икарию. Согласно Аристотелю, немного позже в Сицилии поэты Эпихарм и Формий первыми стали писать комедии на вымышленные сюжеты, а первым афинским комедиографом был Кратет.

Аристофан (ок. 450 ок. 385 до н.э.) первый комедиограф, чьи произведения дошли до наших дней. В 11 комедиях Аристофана важную роль играет хор. В партиях хора прослеживаются элементы древнего ритуала, и в то же время именно хор выражал взгляды автора. Если комедии Аристофана еще сохраняли свое религиозное значение, то впоследствии хор отступает на задний план и комедия приобретает бытовой, реалистический характер. В результате старая комедия сменяется средней, а затем новой, от которой дошли фрагменты комедий Менандра (ок. 342-291 до н.э.). Мы знакомы с новой аттической комедией главным образом по латинским переложениям Плавта (ок. 254-184 до н.э.) и Теренция (ок. 195 ок. 159 до н.э.). Герои их произведений тяготеют к устойчивым типам, сюжет обычно строится на приключениях влюбленных, которым чинят препятствия родители, опекуны, богатые соперники и практичные параситы.

СЦЕНА из римской комедии. Горельеф (2 в. н.э.)

РИМСКАЯ КОМЕДИЯ. Фрагмент настенной живописи в Помпеях.С упадком римской культуры классическая комедия постепенно исчезла. Лишь не лишенные нравоучительства комедии Теренция, несмотря на некоторую их фривольность, читались в средневековых монастырях. Однако морализаторство в комедии лишь отчасти искупало пристрастие к простонародному фарсу, бичевавшему частные, "земные" пороки. Искусство никогда не чуралось площадного смеха, и появившаяся в Средние века комедия дель арте отвела буффонаде решающую роль. Популярные в это время народные комедии, героями которых часто были Робин Гуд или святой Георгий, строились на драматическом противостоянии реальности идеалу. Проникновение телесного начала в религиозную драму снижало ее пафос, что также было чревато комизмом. С началом Возрождения при дворе Генриха VIII в Англии становятся популярными интерлюдии короткие комические сценки, которые разыгрывались в антрактах более серьезных пьес или в промежутках празднества. Интерлюдии обычно связывают с именем Д.Хейвуда (ок. 1497 ок. 1580). В эпоху Возрождения был заново открыт Плавт, что совпало по времени с осознанием необходимости выявлять причинно-следственную связь между комическими положениями. Откровенные подражания римской комедии, такие, как Ральф Ройстер Дойстер Н.Юдалла, подкреплялись реалистическим изображением современной жизни. В 16 начале 17 вв. в Италии, Англии и Испании комедия переживала период расцвета. Макиавелли (1469-1527) и Ариосто (1474-1533), Д.Лили (ок. 1554-1606) и Бен Джонсон (ок. 1573-1637), Лопе де Вега (1562-1635) и Кальдерон де ла Барка (1600-1681) все пытались приспособить к своему времени античную традицию, одни строго следуя правилам, другие вдохновенно ломая установившиеся нормы. Величайшим комедиографом Возрождения был У. Шекспир (1564-1616). Жизнь представлялась ему слишком сложной, чтобы классифицировать ее по старой схеме как трагедию или комедию. Он еще придерживался принятой жанровой номенклатуры, однако в его трагедиях всегда есть комические интерлюдии, а в комедиях слышатся трагические ноты. В комедиях Джонсона корень всех зол алчность. Именно в погоне за деньгами проявляются наиболее характерные свойства личности, которые Джонсон, следуя терминологии средневековой медицины, называл "юморами". После реставрации монархии Стюартов в 1660 ведущее место на английской сцене заняла нравоучительная комедия. Поэзия драматургов-елизаветинцев уступила место тщательно отделанной прозе У.Уичерли (ок. 1640-1716) и У.Конгрива (1670-1729). Если Бен Джонсон порой тяжеловат, то комедия Реставрации зачастую поверхностна. Лучше всего поучение и развлечение сочетаются в комедиях Мольера (1622-1673), вероятно, одного из величайших комедиографов. Он глубоко вскрывал общественные пороки, высмеивая браки по расчету, ханжество, аристократические замашки мещан. Благодаря хрупкому равновесию между чувством и разумом Мольер в высшем смысле сохраняет верность природе, без чего невозможна умная комедия. В 18 в. это равновесие было нарушено. На первый план вышел суд разума, что, в свою очередь, спровоцировало бурное и бесконтрольное проявление чувств. В Италии обновленная комедия нравов К.Гольдони (1707-1793) явно имела сентиментальный оттенок; в Германии Г.Э.Лессинг (1729-1781) стал провозвестником буржуазной комедии, готовой разразиться слезами; англичанин Р.Б.Шеридан (1751-1816) соединил свирепую сатиру с отзывчивостью к человеческим переживаниям. Во Франции накануне революции Бомарше (1732-1799) в трилогии о слуге Фигаро выразил протест против вседозволенности правящих классов. Комедии начала 19 в. несли на себе печать романтизма, преобладавшего в литературе того периода. Новый тип комедии появился во второй половине 19 в. В эпоху королевы Виктории в Англии наступил длительный период относительного мира и процветания. В это время происходит возрождение комедии, абсурдность которой подчеркивала неразбериху и разобщенность, царившие в тогдашнем мире. Новаторский характер носили оперетты У.Гилберта (1836-1911) и А.Салливена (1842-1900), в которых сходство с Аристофаном лежит глубже внешней буффонады. Средствами музыки и пения они ставили мир с ног на голову, выставляя на посмешище викторианскую эпоху. Тогда же и чуть позже создавались комедии, в которых мысль о несовершенстве мира высказывалась куда более жестко. Эстетизм принял преувеличенные формы в творчестве О.Уайльда (1856-1900), его комедия Как важно быть серьезным утверждала парадоксальную истину: как важно быть посредственным. Ирландская неукротимость духа, представшая у Уайльда блеском остроумия, приняла более умеренное выражение в работах его соотечественника Д.М.Синга (1871-1909), самого значительного комедиографа в литературном движении, получившем название Ирландского Возрождения. Самым выдающимся комедиографом 20 в. был Б. Шоу (1856-1950). В его комедиях личность противостоит обществу, и так будет, пока общество не перестроится согласно принципам фабианского социализма. Как и положено гениальному комедиографу, Шоу вкладывал в свои пьесы все, начиная с буйного фарса и кончая философской дискуссией. Многим в своем творчестве Шоу был обязан Х.Ибсену (1828-1906) и А.П.Чехову (1860-1904). Хотя Ибсен и не писал комедий, он вводил в свои серьезные пьесы элементы комического. Чехов изображал современную ему Россию на первый взгляд бегло и поверхностно, однако материал подан столь искусно, что создается впечатление независимого от людских неурядиц, неостановимого течения жизни. Современные комедии не очень смешны, но они всегда переставали смешить, когда из фарса превращались в орудие критики. Среди произведений такого рода отметим На волоске от гибели Т.Уайлдера, экзистенциальная притча С.Беккета В ожидании Годо, Лысая певица Э.Ионеско, Вальс тореадоров Ж.Ануя, Комедиант Д.Осборна и Кто боится Вирджинии Вулф? Э.Олби.

ЛИТЕРАТУРА

Борев Ю.Б. О комическом. М., 1957 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1996

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ж. драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смеипном, забавном виде. | *Забавное происшествие или случай. Народ говорит: комедь ломать, или смол. комедовать, выкидывать забавные штуки. Комедует у нас баран, да и только! Комедь. душечки дуры! говор. вяземки, рассказывая смешное. Комедиант. -тка, актер, актриса, лицедей; актер низшего разряда, гаер, плясун, фигляр, клус. | *Притворщик, лицемер. Комик, сочинитель комедий, или актер комический, смешной, забавный, потешный. Комизм м. смешное, забавное, потешное в событии или в соотношениях людей; юмор, острота, и уменье воспользоваться комизмом, в изложении, описании. ...
Толковый словарь Даля
2.
  коме́диясущ., ж., употр. сравн. частоМорфология: (нет) чего? коме́дии, чему? коме́дии, (вижу) что? коме́дию, чем? коме́дией, о чём? о коме́дии; мн. что? коме́дии, (нет) чего? коме́дий, чему? коме́диям, (вижу) что? коме́дии, чем? коме́диями, о чём? о коме́диях1. В театре или кино комедией является постановка, фильм со смешным сюжетом, цель которых состоит в том, чтобы развеселить зрителей. Классическая комедия. | Сняться, сыграть в комедии. | Пьеса написана в жанре музыкальной комедии. | Зрители по-прежнему любят комедии и мелодрамы.2. Комедией называют смешное происшествие, случай. Про комедию в нашем классе я должен написать заметку в школьную стенгазету.3. Комедией называют лицемерное поведение, притворство. Ну и суд! Комедия! Никто не говорит правду.4. Если кто-либо разыгрывает, ломает комедию, значит, он притворяется, неестественно ведёт себя. Брось комедию ломать!• комеди́йный прил. Комедийный актёр.• коми́ческий прил.Толковый словарь русского языка ДмитриеваД. В. Дмитриев.2003 ...
Толковый словарь Дмитриева
3.
  1. ж.1) Драматическое произведение с веселым, смешным или сатирическим сюжетом.2) Представление на сцене такого драматического произведения.2. ж. разг.1) Смешное, забавное происшествие.2) перен. Притворство, лицемерие в поступках, поведении. ...
Толковый словарь Ефремовой
4.
  КОМЕ́ДИЯ -и; ж. [греч. kōmōdia от kōmos сельский праздник и aeidein петь]1. Драматическое произведение со смешным, забавным или сатирическим сюжетом. Классическая к. К. нравов. К. положений. Сатирическая к. Сегодня вечером играют комедию.2. Смешное, забавное происшествие. К. да и только.3. Презрит. Лицемерие, притворство в исполнении чего-л., лицемерное поведение. ◊ Разыгрывать (ломать, играть и т.п.) коме́дию. Вести себя лицемерно, притворяться. ◁ Комедийный; Комический (см.).Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
5.
  драматическое "воспроизведение дурного, порочного, но такого только, что возбуждало бы смех, а не отвращение" (Аристотель, "Поэтика", гл. V). Это определение, данное в Греции, верно и для современной К., хотя на пути ее развития чисто этическое понимание ее несколько расширилось. Слово К. (κωμωδία) означает собственно песнь (ώδή), певшуюся на празднике Диониса. Из этих песен обособились первые К. До нас не дошли произведения старейших греческих комиков: Суссариона из Мегары и Эпихарма из Коса. Афиняне придали К. широкий политический и общественный смысл. В К. Аристофана в живых карикатурах проходит перед нами вся умственная и политическая жизнь Афин V в. до Р. Х. Но скоро закон воспретил в Афинах затрагивать государственных деятелей, и К. стала изображать сцены повседневной жизни. К представителям средней греческой К. принадлежат Антифон и Алексис, к представителям поздней — Менандр и Филемон. Рядом с ними может быть поставлен и автор мим, сиракузец Софрон. До нас дошли только отрывки всех этих писателей, и мы знаем их главным образом от критиков (Авл Геллий) и по латинским переделкам и подражаниям Плавта и Теренция, вошедшим в...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
6.
  -и, ж. 1. Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом. Музыкальная к. 2. перен. Притворство, лицемерие в каких-н. действиях. Ломать комедию (разг. неодобр.). 3. То же, что умора (разг.). II прил. комический, -ая, -ое (к 1 знач.) и комедийный, -ая, -ое (к 1 знач.). Комическая опера. Комический (комедийный) актер. ...
Толковый словарь Ожегова
7.
  комедии, ж. [греч. komodia]. 1. Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом (лит., театр.). Островский написал много комедий. Комедия нравов. Комедия характеров. || Представление на сцене такого произведения (театр.). В театре шла комедия. 2. театр, в к-ром ставятся комедии (устар.). Мы вчера были в комедии. 3. перен. Всякое смешное происшествие (разг.). Тебе комедия, а мне трагедия. Гончаров. 4. перен. Притворство, лицемерное разыгрывание какой-н. роли, сцена, церемония, выполняемая неискренне, притворно (разг. фам.). Это вы комедию разыгрываете. Ломать комедию. Проделать комедию. Дипломатическая комедия. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины