Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - козлов алексей александрович

Козлов алексей александрович

козлов алексей александрович
(1831-1901), русский философ. Родился 8 февраля 1831 в Москве. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1854). Серьезное влияние на него оказали философские идеи А.Шопенгауэра, а в дальнейшем Э.Гартмана. Козлов публикует изложение философской системы Э.Гартмана: Философия бессознательного Эд.

Гартмана (1873-1875). В 1876 занял должность приват-доцента кафедры философии Киевского университета. В 1884 Козлов защищает докторскую диссертацию Генезис теории пространства и времени у Канта и становится профессором Киевского университета. В 1885-1887 издает "Философский трехмесячник" первый в России философский журнал. Среди наиболее важных сочинений Козлова Философские этюды (1876); Философия как наука (1877); Философия действительности, изложение системы Дюринга (1878); Современные направления в философии (1881-1882).

После выхода из-за болезни в отставку (1887) продолжает заниматься философией, издает философский сборник "Свое слово" (1888-1898). Умер Козлов в Петербурге 27 февраля 1901. Собственную философскую систему Козлов именовал "панпсихизмом". Он признавал связь своих воззрений с рядом учений европейской философии, в том числе с системами Канта и Шопенгауэра, но прежде всего с традицией лейбницианской монадологии (Лейбниц, Лотце, Тейхмюллер).

Человеческое "я", согласно Козлову, обладает духовной субстанциальностью, которая становится предпосылкой свободной творческой активности личности. Субъективные, внутренние переживания также активны и совершенно реальны. Гораздо в большей степени сомнительна реальность "внешнего" мира. Собственно говоря, для концепции "панпсихизма" внешних по отношению к сознанию реальностей в онтологическом смысле не существует.

Действительность плюралистична, она есть не что иное, как множество индивидуальных субстанций-монад. "Под бытием разумеется первоначальная и непосредственная данность и действительность субстанций с их деятельностями и содержанием". Отстаивая принцип субстанциального единства "я", Козлов оспаривал попытки (Юма, позитивистов) свести такое единство к комплексу ассоциаций либо (материалистический вариант) к физическим и биохимическим процессам.

Онтологический плюрализм мира, согласно теории панпсихизма, предполагает сложную иерархическую организацию. Высочайшей из субстанций признается Бог, в сознании которого мир только и существует как завершенное целое, вне времени и пространства. Для прочих субстанций-монад мир дан в своем временном измерении. Впрочем, время, по Козлову, в существенной степени субъективно и не сводится к физическим характеристикам. Прошлое и будущее соединяются в индивидуальном опыте субъекта и существуют неотделимо от желаний, волевых усилий и надежд последнего. Козлов признавал также наличие "трансцендентного", не доступного человеческому познанию вида бытия.

Основная же цель познания заключается в понимании иерархических связей и отношений разнообразных субстанций. Именно эту задачу решают, согласно Козлову, философские науки, к которым он относил метафизику, логику, психологию, этику и эстетику. Кантианские мотивы присутствуют в этике Козлова. Он определяет нравственное как "долженствующее быть" и критически оценивает представления о нравственной предрасположенности и прирожденных нравственных качествах.

Возможность нравственных действий самым непосредственным образом связывается им с проблемой свободы личности. Свобода суверенных субстанциальных индивидов проявляется в их стремлении к высшему благу, однако не гарантирует достижения положительного результата уже "в этом мире". Абсолютное благо и счастье относятся к той сфере "неопределенного бытия", которая трансцендентна для всякого человеческого опыта.

Козлов критически оценивал этические доктрины, признающие в качестве важнейшего нравственного принципа стремление к счастью, личному или всеобщему. В духе Шопенгауэра Козлов рассуждал о том, что подобные стремления не только обречены на неизбежную неудачу (в земном мире подлинное счастье, как индивидуальное, так и всеобщее, недостижимо в принципе), но и ведут к последствиям, далеким от каких бы то ни было моральных идеалов: к столкновению интересов и вражде, к утопическим иллюзиям.

Козлов формулирует своеобразный нравственный императив, отвечающий общим принципам философии панпсихизма: "Цель человеческой жизни вовсе не есть счастье и наслаждение, а всестороннее усовершенствование нашего существа посредством нашей деятельности, соединенной со всеми субстанциями, составляющими мир".

ЛИТЕРАТУРА

Козлов А.

А. Философские этюды. СПб, 1876 Козлов А.А. Философия действительности. Киев, 1878 Аскольдов С.А. А.А.Козлов. М., 1912 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — философ спиритуалистического направления, род. в Москве в 1831 г., по окончании московского университета, в 1856 г., занимался в течение десяти лет преподаванием разных предметов в среднеучебных заведениях. Обратившись к изучению политической экономии, статистики и вообще социальных наук, К. написал в это время несколько статей по экономическим, финансовым и общественным вопросам в "Московских Ведомостях", "Московском Вестнике", "Дне", "Вестнике Промышленности" и "Отечественных Записках". С 1866 г. К., по не зависевшим от него обстоятельствам, должен был покинуть Москву и выступить на поприще агронома. С усилением интереса к естествознанию, вызванным этим новым направлением деятельности, К. постепенно стал обнаруживать склонность к философским вопросам, примкнув первоначально к материалистическому направлению. Вскоре знакомство с сочинениями Конта, а отчасти и Канта привело К. к позитивизму, с точки зрения которого он подверг разбору известные "Исторические письма" Миртова — Лаврова ("Знание", 1871, 3). Здесь К. упрекает Миртова в догматизме, стоит за условность социальных идеалов и утверждает, что наука вовсе не может ставить...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины