Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - квиетизм

Квиетизм

квиетизм

общее название сходных религиозных течений, распространившихся в 17 в. в Испании, Франции и Италии. Обычно с квиетизмом ассоциируют имена Мигеля де Молиноса, мадам Гюйон (Жанны Марии Бувье де Ла Мотт-Гюйон) и Фенелона (Франсуа де Салиньяка де Ла Мотт), архиепископа Камбре. Квиетисты рассматривали церковь как основное, но недостаточное средство для единения души с Богом и выдвинули учение о присущем человеческой душе непосредственном знании Бога.

Уверенность в истинности каждого такого непосредственного переживания Бога обеспечивается, согласно учению квиетистов, состоянием "пассивности", т.е. умерщвления всех желаний. Фенелон говорил, что человек, достигший состояния пассивности, "подобен пушинке, подчиняющейся дуновению всех ветров благодати". Идеалом является состояние "святого безразличия", в котором пребывает человек, утративший даже желание достигнуть личного спасения и блаженства.

В 1675 М. де Молинос (1640-1692), испанский священник, написал трактат Духовный руководитель (Guida spirituale), в котором отстаивал идею непосредственного единения души с Богом, отодвигая тем самым на второй план христианские таинства и церковные богослужения. Его книга была осуждена, а сам он был схвачен инквизицией и умер в заточении. Тех же взглядов держалась и мадам Гюйон (1648-1717), возглавившая квиетистское движение во Франции. Эти убеждения навлекли на нее подозрения со стороны французских клерикальных кругов; в ее защиту выступил архиепископ Камбре, однако некоторое время ей пришлось провести в Бастилии.

Максимы святых Ф. Фенелона, где он развивал некоторые идеи мадам Гюйон, вызвали крайне резкую критику со стороны Боссюэ, прославленного епископа Мо, и Фенелон обратился к папе с просьбой разрешить их спор. Иннокентий XII в 1699 осудил Максимы, и это фактически положило конец движению квиетистов, хотя многие их идеи, касающиеся как вероучения, так и практики христианской жизни, не умерли и по сей день.

См. также Фенелон Франсуа.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  1. м.Религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное, безучастное, пассивное отношение к жизни.2. м. устар.Безучастное, пассивное отношение к жизни. ...
Толковый словарь Ефремовой
2.
  КВИЕТИ́ЗМ -а; м. [от лат. quietus спокойный]1. Религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное, безучастное, пассивное отношение к жизни.2. Книжн. Безучастное, созерцательное отношение к действительности. ◁ Квиетический (см.).Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
3.
  (от лат. quies — покой), или молиносизм — мистически-религиозное направление, вызванное в XVII в. испан. проповедником Михаилом Молиносом и долженствовавшее служить противовесом механическому богопочитанию, обрядности и культу добрых дел, в которых иезуиты и доминиканцы видели сущность благочестия и богобоязни. Молинос в своей книге "Guida spirituale" (Рим, 1675) требовал полнейшего пассивного покоя души, в котором она отдавалась бы божественному действию и как бы прекращала свое существование, с любовью умерев в Боге. Несмотря на осуждение Молиноса Римом, книга его была переведена на многие языки и вызвала массу брошюр в том же духе. Во Франции при Людовике XIV К. нашел покровительницу в лице вдовы Гюйон (см.). В сочинении Фенелона "Explication des maximes des Saints sur la vie intérieure" К. представляется добродушною мечтательностью, требующею, прежде всего, так называемой "чистой любви", которая без страха и надежды, без внимания к небу или к аду, с полным самоотрицанием направляется к Богу, потому что Он того желает. Плоть при этом должна быть умерщвлена, всякое доверие к собственным силам уничтожено. Молящийся ничего не желает и ничего не просит, но отдается...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
4.
  квиетизма, мн. нет, м. (от латин. quietus спокойный) (книжн.). 1. Мистически-созерцательное отношение к жизни. Проповедь квиетизма, спячки, ленивого прекраснодушия. 2. Соответствующая религиозно-философская доктрина в 17 в. (истор.). ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины