Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - марр николай яковлевич

Марр николай яковлевич

марр николай яковлевич

(1864/65-1934), языковед, филолог, археолог. Родился 25 декабря 1864 (6 января 1865 по новому стилю; по другим данным, 25 мая, или 6 июня по новому стилю, 1864) в Кутаиси. Отцом его был шотландец Джеймс Марр, основатель Кутаисского ботанического сада, который, овдовев в возрасте 80 с лишним лет, женился на молодой грузинке. Отец говорил только по-английски и по-французски, мать только по-грузински.

Детство Марра прошло в Грузии и среди грузин, другие языки он начал изучать в Кутаисской гимназии и проявил к ним выдающиеся способности. Работы Марра написаны на русском языке. В 1888 он окончил восточный факультет Петербургского университета, в 1891-1918 преподавал там же, с 1902 профессор, с 1911 декан факультета. С 1912 Марр академик (Императорской Академии наук, затем Российской Академии наук, а затем АН СССР). В 1918-1934 директор Государственной академии истории материальной культуры, в 1921-1934 директор основанного им Яфетического института Академии наук, преобразованного в 1931 в Институт языка и мышления АН СССР, в 1926-1930 директор Публичной библиотеки, в 1930-1934 вице-президент АН СССР.

Занимал Марр и ряд других руководящий постов и одновременно преподавал в Ленинградском университете и других вузах. Умер Марр в Ленинграде 20 декабря 1934. Н. Я. Марр яркая и противоречивая фигура. Наиболее значительны его ранние работы, посвященные публикации и комментированию ценных древнегрузинских памятников письменности, грамматике древнеармянского и древнегрузинского языков, а также материалы, полученные им при раскопках столицы Армянского царства Ани.

В этих исследованиях, стремясь доказать великое историческое прошлое кавказских народов, Марр выдвигал широкие и необоснованные гипотезы, приводил малодостоверные факты. В 1910-е и в начале 1920-х годов им были высказана идея о существовании обширной яфетической семьи языков, в состав которой, наряду с грузинским и другими кавказскими, Марр включал многие древние языки Средиземноморья.

Доказать эту идею он не смог. Его гипотезы все более входили в противоречие с принципами сравнительно-исторического языкознания, и в 1923, отбросив последние, он выступил с "новым учением о языке", отвергавшим большинство постулатов лингвистики. "Новое учение о языке" Марра, очень противоречивое и в деталях постоянно менявшееся, можно свести к трем постулатам: 1) языкового родства не существует; языки не могут расходиться, они лишь объединяются ("скрещиваются") друг с другом; история языков движение от первобытного их множества к будущему единому языку коммунистического общества; 2) все языки в этом развитии проходят с разной скоростью одни и те же этапы ("стадии") развития от наиболее примитивной, состоявшей из четырех первобытных элементов ("диффузных выкриков": сал, бер, йон, рош), до самой сложной, свойственной древнегреческому, латинскому и другим языкам.

Смена стадий считалась обусловленной экономическими сдвигами в обществе: именно этот тезис служил основой конъюнктурно-идеологических спекуляций Марра и его последователей относительно "материалистического" и "классового" характера его учения; 3) в любом языке можно выявить остатки предшествующих стадий ("лингвистическая палеонтология") вплоть до четырех элементов.

Не подтвержденная фактами концепция Марра, объявленная с конца 1920-х годов "единственно правильной" и "марксистской" (несмотря на явные расхождения с идеями К.Маркса и Ф.Энгельса), трансформировалась в идеологически оформленную административную практику, принесшую много вреда развитию языкознания и других наук. Многие видные ученые лишились возможности работать, сравнителъно-историческое языкознание было официально запрещено вплоть до 1950.

После смерти Марра его последователи во главе с И.И.Мещаниновым отошли от многих положений "нового учения о языке", однако полный отказ от этого учения и реабилитация классической компаративистики произошли лишь после выступления против него И.В.Сталина в 1950, за которым стояла сложная и (даже после ряда публикаций документов и воспоминаний участников событий, прежде всего А.

С.Чикобавы) все еще остающаяся во многом дискуссионной игра политических, административных, идеологических, научных и личных интересов. По иронии судьбы, впрочем, вполне закономерной, конец "новому учению о языке" был положен все теми же вненаучными методами.

ЛИТЕРАТУРА

Марр Н.Я. Избранные работы, тт. 1-5. М. Л., 1933-1937 Алпатов В.

М. История одного мифа. Марр и марризм. М., 1991 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ориенталист, род. в 1864 г. в Кутаисе, в 1888 г. окончил восточный факультет СПб. унив., где в 1891 г. сделан был приват-доцентом по кафедре армянск. словесности. В “Записках восточн. отд. археологич. общ.” М. напечатал: “Мудрость Балавара”, грузинская версия “Душеполезной истории о Варлааме и Иоасафе” (III и IV), “К вопросу о Варлааме и Иоасафе, из армянской географии, приписываемой Вардану” (т. IV), “Заметки по армянскому языку” (т. VII), “Новые материалы по армянской эпиграфике” (т. VIII), а также “Переписка Фотия с армянским великим князем Ашотом и армянским патриархом Захарией” (“Палестинский сборник”, прилож. VIII и IX) и “Подробное описание армянских рукописей Института восточных языков” (на армянск. языке “Ежемесячный сборник венских мехитаристов”, 1691 г. № 3). Отдельно изданы: “Список рукописей Селанского монастыря” (М., 1892) и “Древнеармянская хрестоматия с армянско-русским словарем для начинающих” (СПб., 1893).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907 ...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины