Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - маски

Маски

маски
драматическое представление, достигшее расцвета в 16 первой половине 17 вв. в Италии и при дворе Стюартов в Англии, в эпоху Якова I и Карла I. В классическом представлении масок музыка, поэзия, танец, роскошные костюмы, искусно сделанные декорации и машины создают ощущение великолепия, яркости и царственного благородства. Многие маски эпохи Стюартов были показаны лишь один или два раза при дворе, часто во время торжественного пиршества. Маски восходят к средневековым мистериям и мираклям: на сцене или на стоящих в ряд повозках устраивалось несколько игровых площадок, возле которых стояли зрители.

Актеры, разыгрывая эпизод за эпизодом, переходили с одной площадки на другую. С середины 16 в. в Англии среди придворных появляется обычай надевать во время королевских пиров костюмы животных, растений, аллегорических или мифологических персонажей и приглашать присутствующих принять участие в заранее отрепетированных танцах.

Такой эпизод есть в Генрихе VIII Шекспира (акт I, сц. 4). Часто в пиршественный зал вкатывали повозки или передвижные сцены с декорациями, и на них разыгрывалось представление. Спектакль сопровождался стихотворным текстом, пояснявшим смысл происходящего. В 1606 король Яков I повелел перестроить Пиршественный дворец (Банкетинг-Хаус) королевы Елизаветы I, и до пожара 1619 здесь игрались маски.

В 1622 И.Джонс отделал для короля Банкетинг-Хаус в Уайтхолле. В этом здании, сохранившемся до сих пор, были сыграны многие маски эпохи Стюартов. Много великолепных масок было написано Б. Джонсоном (1573-1637) Маска тьмы (1605), Гименей (1606), Оберон (1611), Возвращение золотого века (1616) и др. Маски писали С. Даниэл, Дж. Ширли, Т. Миддлтон и др. По прошествии трехсот лет литературный уровень всех этих пьес, кроме Комуса Д.Мильтона, кажется весьма посредственным. Важный вклад в развитие представлений масок внес английский художник и архитектор И. Джонс (1573-1652), обладавший замечательной способностью вообразить и создать зримое соответствие словесным образам.

ЛИТЕРАТУРА

Боянус С.К. Внешний обиход придворного театра времен королевы Елизаветы. Ежегодник Петроградских государственных театров. Сезон 1918-1919. Пг., 1920

Грубер Р.И. Всеобщая история музыки, ч. 1. М., 1960 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  или по-старинному “личины”, “хари” — пользовались и пользуются весьма широким распространением у самых различных народов, начиная с первобытных и кончая наиболее культурными. На изучение их, с точки зрения этнологии и истории культуры, в последние 10—15 лет стали обращать усиленное внимание; коллекции их играют теперь важную роль в этнографич. музеях. Были сделаны попытки анализировать различные виды и типы М., привести их в систему, классифицировать, но предмет этот далеко еще не вполне разработан и полная история М. принадлежит будущему. Доль (Dall) предложил три главных группы: 1) М. с отверстиями для глаз и рта, надеваемые на лицо, или М. в тесном смысле: 2) М. с подобным же изображением человеческого лица или звериной головы, но носимые на голове и обыкновенно без отверстий для глаз и рта, и 3) маскоподобные личины, не носимые как маски. Приготовляются М. из древесной коры, дерева, кости, меха, картона, глины, гипса, травы, металлов (меди, золота, железа, серебра и т. д.), камня, раковин, черепахи, настоящих звериных голов, человеческого черепа и т. д. Изображают М., обыкновенно, либо человеческое лицо, либо голову какого-либо...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины