Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - маймонид

Маймонид

маймонид
(1135-1204), еврейский философ-талмудист, врач и систематизатор еврейского Закона. Настоящее его имя Моше бен Маймон. Родился в Кордове (Испания) в конце марта 1135. Когда Альмохады захватили Кордову и попытались силой заставить жителей принять ислам, семья Маймонида перебралась в Фес (Марокко), а в 1165, после краткого пребывания в Палестине, обосновалась в Фустате на окраине Каира. Будучи высокоодаренным человеком, Маймонид изучил Талмуд, философию, астрономию, математику и медицину. После смерти отца и брата он занялся медициной, чтобы заработать на жизнь. Со временем Маймонид стал придворным врачом Салах-ад-дина, и арабский историк утверждает, что Ричард Львиное Сердце предлагал ему такой же пост в Лондоне, от которого он отказался. Кроме того, Маймонид написал множество трудов по иудаизму и философии, а также ряд медицинских произведений. Маймонид считался главой еврейской общины в Египте, и слава о нем распространилась по другим странам. Умер Маймонид в Фустате примерно 13 декабря 1204 и был похоронен в Тиберии на территории Палестины.

Одной из первых значительных работ Маймонида, которую он закончил в 1168, был комментарий к Мишне. Часть этого комментария, известная как Восемь глав, являющаяся трактатом по этике и философии, предвосхищает его более поздний философский труд в попытке примирить греческие и еврейские идеи. В этом комментарии содержится также формулировка тринадцати положений, которые обычно принимаются ортодоксальными евреями и образуют часть ортодоксальной службы в синагоге.

В области кодификации его главным вкладом был 14-томный труд Второй Закон (Мишне Тора), известный также как Сильная рука. Маймонида считают наиболее влиятельным еврейским средневековым философом, его главная философская работа называется Путеводитель колеблющихся (Море небуким, 1190, перевод на латинский язык Учитель заблудших, Doctor perplexorum, 1204).

Целью Маймонида было объединение веры и разума, а также иудаизма и учения Аристотеля, которого он ценил выше всех других философов. Труды Маймонида были подвергнуты критике как при жизни философа, так и в последующие столетия. Со временем, однако, трактат Второй Закон был принят в качестве кодекса еврейского закона, а Путеводитель колеблющихся, переведенный на многие языки, оказал огромное влияние на христианских и еврейских философов, в том числе на Альберта Великого, Дунса Скота, Александра из Гэльса, Спинозу и Моисея Мендельсона.

ЛИТЕРАТУРА

Маймонид. Путеводитель колеблющихся. В кн.: Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана 7-12 вв. М., 1960 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (Моисей бен-Маймон бен-Иосиф, по-араб. Абу Амран Муса ибн Маймун обаид Алла, у евреев известен под аббревиатурой Рамбам; 1135-1204) — знаменит. вероучитель еврейства, самый крупный представитель арабо-исп. эпохи в истории еврейской мысли, сочетавший в своих трудах оба направления этой эпохи — философское и талмудическое, сыгравший видную роль и в истории христианской схоластики (см. Еврейская литература). М. — сын кордовского раввина, который по взятии Кордовы Альмогадами (1148) бежал с семейством в Фец и вынужден был принять магометанство. Пробравшись в 1165 г. в Иерусалим, М. открыто вернулся к вере отцов, поселился близ Каира и сделался главою еврейской общины и придворным врачом Саладина. В тринадцати Ани-Мамин (Верую) М. сконцентрировал сущность еврейского вероучения, а в единственной книге, написанной им на еврейском яз. — "Мишне-Тора", впоследствии переименованной в "Яд-га-Хазака", — дал свод всего еврейского законодательства, возведя все мелкие постановления Талмуда на степень обязательных законов. Сам М., однако, неоднократно разрешал вопросы вопреки постановлениям этого свода, как бы указывая раввинам, что они должны...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины