Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - ной

Ной

ной

НОЙ посылает голубя. Деталь мозаики 13 в. в соборе Сан Марко (Венеция).в Книге Бытия, патриарх, сын Ламеха и потомок Адама в десятом поколении. Ной "человек праведный и непорочный", "ходил пред Богом" (Быт 6:9). Однако его современники были настолько порочны, что Бог решил уничтожить все живое, наслав потоп. Бог повелел Ною построить ковчег из дерева гофер, чтобы он и его семья могли спастись. Затем велел ему взять в ковчег по паре животных каждого вида (согласно Быт 7:2, "чистых" животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений). После этого полил дождь, продолжавшийся 40 дней и 40 ночей. Только через 150 дней вода стала спадать, и ковчег остановился "на горах Араратских". Покинув ковчег, Ной совершил благодарственное жертвоприношение. После этого Бог заключил с ним договор (завет), пообещав никогда больше не уничтожать мир потопом, и в знак этого договора положил радугу в облаках. Ной начал возделывать землю и изобрел искусство приготовления вина (Быт 9:20). Однажды, когда он опьянел и уснул обнаженный в своем шатре, Хам, один из его сыновей, надсмеялся над ним, между тем как два других сына, Сим и Иафет, покрыли его наготу, почтительно отвернувшись. За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама Ханаана, объявив, что тот будет рабом Сима и Иафета, которых он благословил.

В еврейской легенде поясняется, что Хам оскопил Ноя, чтобы помешать ему родить четвертого сына, который мог принять участие в разделе мира. Вот почему Ной проклял четвертого сына Хама Ханаана. История Ноя обнаруживает сходство с легендами других ближневосточных народов. Считается, что источником, к которому восходит библейский рассказ, послужили аккадские или вавилонские легенды о потопе.

Однако в преданиях кинеян (или каинитов), согласно которым первым человеком был не Адам, а Каин, можно обнаружить другие мотивы рассказа о Ное. У потомка Каина, Ламеха, было, как у Ноя, три сына (Быт 4:19-23). Они стали изобретателями ремесел, что характерно скорее для новой цивилизации после потопа, чем для поколений, живших перед потопом. Кинеянское имя Ламех соответствует имени отца Ноя, потомка Сифа, однако в кинеянском предании Ламех был, по-видимому, фигурой, соответствующей самому Ною. Кинеяне, как можно судить по их потомкам рехавитам, воспрещали употребление вина и занятия земледелием (Иер 35; о связи кинеян с рехавитами см. 1 Пар 2:55). В таком случае рассказ об опьянении Ноя, по-видимому, восходит к кинеянской легенде, объясняющей запрет на вино и земледелие, однако составители еврейской Библии, не чуждые ни того, ни другого, превратили ее в легенду, оправдывавшую (ссылкой на проклятие Ноем Ханаана) последующее завоевание Ханаана евреями. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  десятый и последний из допотопных патриархов, вмещавших в своей жизни целые эпохи жизни первобытного человечества. Сын Ламеха, Н. жил в то время, когда человечество подверглось всеобщему развращению и заслуженный им гнев Божий выразился в решении погубить весь род человеческий потопом. Среди всеобщего развращения Н. сохранил свою праведность, вследствие чего и сделался родоначальником послепотопного человечества. Интерес его жизни главным образом связывается с историей всемирного потопа (см.). После потопа Н., по словам Библии, прожил еще 850 лет, что, вместе с летами его допотопной жизни составляет 950 лет. Через своих сыновей Сима, Хама и Иафета он сделался родоначальником рас, ведущих свое название от этих его сыновей (семиты, хамиты и иафиты, или арийцы). По случаю прекращения потопа Бог заключил с Н. завет, т. е. договор о взаимоотношениях, выразившийся в так наз. Ноевых заповедях, которые представляют свод первичных постановлений касательно условий правильного общежития. Одним из главных положений этих заповедей (которых иудеи впоследствии насчитывали семь) было запрещение человекоубийства, под угрозой наказания...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины