Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - парменид

Парменид

парменид

(р. ок. 515 до н.э.), греческий философ, уроженец Элеи (другое название Велия). В названном по имени Парменида диалоге Платона он беседует с Сократом, тогда (ок. 450 до н.э.) еще совсем юным. Парменид был современником Гераклита, Эмпедокла и Зенона Элейского. Он был воспитан на пифагорейских традициях и образе жизни и несомненно испытал влияние Ксенофана, основателя элейской школы.

Как и Ксенофан, Парменид изложил свои философские идеи в дидактическом, написанном гекзаметром эпосе О природе. Значительные отрывки из него сохранились в трудах Секста Эмпирика и Симплиция, а также у других авторов. Поэма открывается вступлением, где Парменид описывает, как девы-гелиады (дочери Солнца) вели его от тьмы к свету, к богине Дике (Правде), которая указала философу два пути познания, один к истине, а второй к уяснению людских мнений.

Тем самым поэма естественным образом распадается на две части: Об истине и О мнении. В первой части содержится метафизическое учение самого Парменида, который демонстрирует, что логическое рассуждение, или разум, принуждают нас понимать под бытием неизменное и неподвижное единство. С другой стороны, чувственные ощущения открывают нам множественный, изменчивый мир, однако то, что кажется нам здесь существованием, лишь иллюзия, создающая ложные мнения. Во второй части эпоса, О мнении, фрагменты которой более скудны, излагаются физические гипотезы, космология того, что открывается зрению, и здесь Парменид пытается объяснить иллюзию существования мира с помощью детально разработанной физической теории движения и изменения, которые он считает результатом смешения теплого и светлого с холодным и темным, причем первый элемент соответствует бытию, а второй небытию.

См. также Элейская Школа.

ЛИТЕРАТУРА

Фрагменты ранних греческих философов, ч. I. М., 1989 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  греческий философ конца V и первой половины V в., принадлежавший к элеатской школе (см.). П. уже в зрелом возрасте стал слушателем Ксенофана, но не прямым его последователем; он уже ранее был обращен к философскому образу жизни пифагорейцами Амением и Диохайтом и, вероятно, принадлежал к пифагорейскому союзу, как и ученик его Зенон (см.). Свое учение П. изложил в поэме "О природе", дошедшей до нас в многочисленных фрагментах. Лучшее издание их, с нем. переводом и объяснением, дал Н. Diels ("Parmenides Lehrgedicht", 1897). П. влагает в уста богини откровение истины. Его поэма распадается на две части, в которых излагаются два пути познания — "путь истины" и "путь лжи". Первый состоит в признании существующим того, что есть, второй — в признании бытия того, чего нет. Есть только одно истинное бытие, истинно-сущее. Ложного бытия абсолютно нет: оно потому и ложно, что его нет. Нельзя сказать про небытие, что оно существует хотя бы отчасти, что оно познаваемо или мыслимо нами. Когда мы думаем, напр., о слове "небытие", то мы думаем о чем-то существующем; на самом деле то, чего нет, не может быть никаким образом ни в слове, ни в знании человека; мысль не может...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины