Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - пуссен никола

Пуссен никола

пуссен никола
(Poussin, Nicolas)

(1594-1665), французский живописец. Родился в 1594 в Лез-Андели в Нормандии. Первым учителем Пуссена стал Кантен Варен из Амьена, который в 1611-1612 жил в Лез-Андели. В 1612 Пуссен приехал в Париж, где Александр Кутуа, камердинер короля, предоставил молодому художнику возможность посещать королевскую коллекцию живописи; там он впервые увидел произведения Рафаэля и мастеров его школы. В Париже Пуссен познакомился с поэтом Джованни Баттиста Марино, для которого впоследствии выполнил прекрасную серию рисунков на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, хранящуюся сейчас в Виндзорском замке. Весной 1624 художник приехал в Рим и поселился там на всю оставшуюся жизнь. В 1640, когда слава Пуссена достигла, наконец, его родины, он получил приглашение Людовика XIII и был вынужден на некоторое время вернуться в Париж. В Париже Пуссен создал такие произведения, как Евхаристия, Чудо св.

Франциска Ксаверия (обе в Лувре) и Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора (Лили, Музей изящных искусств). Последняя была написана по заказу кардинала Ришелье и предназначалась для украшения плафона. Известно, что жизнь при королевском дворе тяготила Пуссена, и в 1642 он вернулся в Рим. Главными источниками живописи Пуссена являются произведения классической античности и итальянского Ренессанса.

Многочисленные рисунки свидетельствуют о его огромном интересе к памятникам Древнего Рима. Ему принадлежит множество зарисовок античных рельефов, статуй и саркофагов. Однако классические мотивы, столь многочисленные в произведениях Пуссена, почти всегда изменены и переработаны им в соответствии с его собственными художественными задачами.

Из произведений мастеров итальянского Возрождения наиболее сильное воздействие на художника оказала живопись Рафаэля и Тициана. В поздних работах Аполлон и Дафна (ок. 1664) и серии из четырех картин Времена года (1660-1664, все в Лувре) Пуссен обращается к лирическим мотивам; эти произведения богаче по композиции и тоньше по технике исполнения, нежели чисто романтические полотна раннего периода. Серия Времена года с библейскими сценами Рай (Весна), Руфь (Лето), Исход (Осень) и Потоп (Зима) принадлежит к числу лучших пейзажей Пуссена. Сюжеты для своих картин Пуссен черпал в основном из древнеримской истории и христианской традиции. Его главными источниками по античной мифологии и истории являются Метаморфозы Овидия, сборник О замечательных деяниях и изречениях Валерия Максима и книга Образы богов Картари. Глубокое понимание содержания духовной культуры классического Рима нашло отражение не столько в характере сюжетов картин Пуссена, сколько в той форме, посредством которой художник воплощал нравственные идеалы. В картине Танец под музыку Времени (1634-1636, Лондон, коллекция Уоллес) сам танец кажется одухотворенным, а группа танцующих своеобразное олицетворение полноты жизни помещена между аллегориями детства и старости. В живописи 17 в. Пуссен является величайшим и наиболее последовательным представителем классицизма.

ЛИТЕРАТУРА

Вольская В.Н. Пуссен. М., 1946 Гликман А.С. Никола Пуссен. М., 1964 Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1988 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (Poussin, 1594 — 1665) — знаменитый французский исторический живописец и пейзажист, родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, П. отправился в Италию и близко сошелся в Риме с поэтом Марини, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали П. обильный материал для его композиций. После смерти Марини, П. оказался в Риме безо всякой поддержки. Обстоятельства его улучшились лишь после того, как он нашел себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого были написаны им "Семь таинств". Благодаря серии этих превосходных картин, П. в 1639 г. был приглашен кардиналом Ришелье в Париж, для украшения Луврской галереи. Людовик XIII возвел его в звание своего первого живописца. В Париже П. имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Вуе, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины