Энциклопедия Кольера - шестов лев
Шестов лев
Шестов был активным участником европейского философского процесса 1920-1930-х годов: дружеские отношения связывали его с Э.Гуссерлем, А.Мальро, Л. Леви-Брюлем, А.Жидом, М.Бубером, К.Бартом, Т.Манном и др. А.Камю в своей книге Миф о Сизифе (1942), характеризуя экзистенциальный тип философствования, обращается к творчеству Шестова. Уже в первой большой работе Шестова Шекспир и его критик Брандес (1898) основные темы его творчества намечены вполне определенно: судьба человека в равнодушном и беспощадном мире; наука и "научное" мировоззрение, по существу благословляющие безысходность человеческого существования, лишающие жизнь даже ее трагического смысла.
Уже в этой работе Шестов обнаруживает своего главного противника философский рационализм, который, по его убеждению, всей силой разума санкционирует необходимость и закономерность "объективных обстоятельств", унижающих и уничтожающих человека, и в то же время требует от него оптимизма в осознании "разумной необходимости" (Спиноза, Гегель, Маркс).Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил "союзников" (Ницше, Достоевский) и даже "двойников" (Кьеркегор). Даже учение своего близкого друга Н.А.Бердяева об иррациональной, "несотворенной" свободе представлялось Шестову излишне умозрительным. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставлял им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) путь веры.
Экзистенциальная философия, утверждал Шестов, начинается с трагедии, она исходит из предположения, что "неизвестное ничего общего с известным иметь не может, что даже известное не так уж известно, как это принято думать, и что, следовательно, все предположения... были только обманчивыми иллюзиями". Шестов предлагает забыть о том привычном образе мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом.
В мире экзистенциальной философии будущее совершенно неизвестно: "Всякое подлинное творение есть творение из ничего... Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего неопределенность, неизвестность". Истина, которой владеет философ в настоящий момент, имеет значение ("чего нибудь да стоит"), только если он признает, "что она безусловно не может быть ни для кого обязательной".
Шестов отрицал "оправданность" любого универсализма в истории и был готов ниспровергать идею прогресса под любым обличьем: гегелевского панлогизма, "становления абсолютного всеединства" Вл.С.Соловьева или "творчества богочеловечности" Бердяева. Историческое познание в научно-рационалистическом смысле вообще невозможно. История "простое повествование".
Отношение к прошлому всегда должно носить личный характер. Открыть истину в истории может "только тот, кто ее ищет для себя, а не для других, кто дал торжественный обет не превращать свои видения в общеобязательные суждения". Идея веры-свободы в творчестве Шестова оказывается единственно возможным положительным ответом на вопрос о смысле исторического существования человека.
Нельзя метафизически доказать, что "бывшее станет небывшим" и волею Абсурда "железная" логика исторического и природного процессов может быть отменена, но в это можно поверить. "Для Бога нет ничего невозможного это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной".
Умер Шестов в Париже 20 ноября 1938.ЛИТЕРАТУРА
Шестов Л. Начала и концы. СПб, 1908 Шестов Л. Великие кануны. СПб, 1910 Шестов Л. Сочинения, тт. 1-6. СПб, 1911 Грифцов Б. Три мыслителя: В.Розанов, Д.Мережковский и Л.Шестов. М., 1911 Баранова Шестова Н. Жизнь Льва Шестова: По переписке и вопоминаниям современников, тт. 1-2. Париж, 1983 Шестов Л. Сочинения, тт. 1-2. М., 1993 .
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1648 | |
2 | 1346 | |
3 | 1277 | |
4 | 583 | |
5 | 571 | |
6 | 487 | |
7 | 451 | |
8 | 444 | |
9 | 401 | |
10 | 399 | |
11 | 391 | |
12 | 390 | |
13 | 387 | |
14 | 377 | |
15 | 375 | |
16 | 371 | |
17 | 365 | |
18 | 365 | |
19 | 356 | |
20 | 353 |